
Одни псковичи эту работу попросту не замечают или считают ее само собой разумеющейся. Другие все больше замечают отсутствие этой работы. И те и другие не прочь поругаться на коммунальщиков, придираясь к мелочам и не замечая главного. А главное то, что, несмотря на обилие осадков, по нашим дорогам все-таки можно ходить и ездить. И достигается это хоть для кого-то и незаметным, но поистине адским трудом. В этом убедился корреспондент «Псковской провинции», отправившись в рейд по очистке города с бригадиром бригады Вячеславом ИВАНОВЫМ.
- Обычно утром на территории предприятия стоят машины, но сегодня все в работе, - объясняет главный инженер ДЭУ-1 Светлана Боброва, пустившая меня погреться. - Снежные дни, как сегодня, одни из самых напряженных. Мы снег счищаем, а он снова падает, и так может продолжаться сутками. Результатов работы не видно. Но мы уже смирились с таким положением вещей. Отменить снегопад не в наших силах…
Для обслуживания городских дорог на предприятии существует солидный автопарк. Шесть КамАЗов, семь тракторов МТЗ со специальными приспособлениями и два грейдера ежедневно используются на расчистке улиц, мостов и въездов во дворы. Песок для посыпки берется в двух, расположенных неподалеку карьерах и почти каждый день проходит проверку на безопасность в лаборатории территориального дорожного комитета. Работают три бригады соответственно в три смены. Кадры надежные, проверенные. Водители так хорошо знают город, что, кажется, могут ориентироваться в нем с закрытыми глазами. Каждый день маршрут уточняется с учетом оперативной обстановки и заявок, поступивших из единой дежурно-диспетчерской службы. Горожане в основном просят расчистить автобусные остановки, подъезды к социальным учреждениям и дороги, по которым следуют автобусные маршруты. В тот день рано утром работники ДЭУ-1 чистили улицы Новаторов и Маргелова, по которым ходят 19-й автобус и «тройка», а накануне ночью была приведена в божеский вид припорошенная снегом и заледеневшая улица Николая Байкова.
В таком же сумасшедшем темпе предприятие работает еще в 11 районах Псковской области. А муниципальный контракт на обслуживание дорог городского центра был заключен сравнительно недавно - 1 января. Согласно договоренности с заказчиком, ДЭУ-1 обслуживает улицы и дороги по трем категориям. В первую, приоритетную, входят основные городские магистрали (их 21), во вторую 54 улицы с автобусным сообщением и в третью - 95 улиц, в том числе и частного сектора.
Бригадир Вячеслав Иванов любезно пригласил меня подняться в кабину. С трудом попадая ногой на нижнюю ступеньку КамАЗа, я пожалела, что в детстве не научилась лазить через заборы. Это искусство здорово бы мне сейчас пригодилось. Кабина машины находилась почти на высоте первого этажа стандартной хрущевки. Зато вся дорога видна, как на ладони. Правда, детская мечта прокатиться на большой машине с ветерком осуществилась не полностью. Вячеслав ехал аккуратно и очень медленно. Максимальная скорость перемещения по городу днем 30, ну максимум 40 километров в час. Впрочем, иногда бывает и меньше. Проезжая по Октябрьскому проспекту, мы сначала едва не попали в пробку, а потом не могли выполнить свои непосредственные обязанности - почистить обочину. А все потому, что вдоль дороги стояло много машин, мешающих эффективной работе коммунальщиков.
- Люди сами себе жизнь усложняют, - уверен Вячеслав. - Все хотят, чтобы было чисто, а пойти навстречу и припарковать машину в другом месте не могут. Впрочем, осуждать водителей тоже нельзя. Отсутствие организованных стоянок - это общегородская проблема, которую зимой и тем более в экстренном порядке не решишь. Надо ждать лета…
Вячеслав признался, что не любит две вещи - черных котов, перебегающих дорогу, когда он за рулем, и снег, в одночасье делающий его труд бесполезным. Ко всему остальному он привык. Хорошо переносит усталость и недосыпание, и даже не расстраивается, что три года подряд встречает Новый год на своем рабочем месте. За особую психологическую стойкость и неконфликтный характер его назначили бригадиром…
В тот день мы с Вячеславом возглавляли колонну, а за нами следовали еще пять машин. Более миниатюрные трактора, посыпающие песком и расчищающие улицы, отправились по другому маршруту. Мы проехали по Рижскому проспекту, по улицам Чудской и Рокоссовского, и через центр города отправились на Вокзальную. И когда я уже обедала в тепле и комфорте, бригада под руководством Вячеслава Иванова продолжала трудиться в поте лица, давясь на ходу, взятыми из дому бутербродами. Не до еды, когда город утопает в снегу, а зиме нет конца и края. За день наш герой наматывает от ста пятидесяти до двухсот километров. А вообще, общая протяженность городских улиц составляет 189 километров. Так что если кто-то скажет вам, что Псков - город маленький, Вячеслав с этим поспорит...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru.
Фото Владимира КАПУСТИНСКОГО.