
Цены на некоторые нефтепродукты превысили свой исторический максимум лета 2008 года, когда мировая цена нефти приближалась к 150 долларам за баррель. Тогда Федеральная антимонопольная служба очень долго судилась с пятью топливными компаниями, которые увеличили стоимость бензина. Кстати, если у физических или юридических лиц остались чеки на приобретение топлива, то они могут обратиться в Арбитражный суд и потребовать возвращения переплаченных денег. Сейчас компании снова одновременно взвинтили цены на зимнее дизельное топливо. Подъем цен операторы розничного рынка нефтепродуктов объясняют ростом отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах. Вот только увеличение закупочной цены у поставщиков разнится: у кого-то оно составило 5,2 процента, а у кого-то - 37. Однако, все компании «вытянули» цену до одного уровня.
По обращению ГППО «Псковпассажиравтотранс» Псковское управление федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении ООО «Псковнефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Трейдер» по признакам нарушения п.1 ч.1 и ч.2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» - согласованные действия, которые на псковском рынке розничной торговли зимним дизельным топливом привели к синхронному росту цен на автозаправочных станциях. Несколько лет назад согласно Кодексу об административных правонарушений (КоАП), ФАС могла «выписать» нарушителям штраф всего лишь в размере пятисот тысяч рублей. Для того, чтобы более активно бороться с правонарушениями, было принято решение о внесении поправки, которая предусматривает введение оборотных штрафов в размере от 1 до 15 процентов от годовой выручки.
Говоря о запредельных ценах на бензин, которые растут совсем непропорционально увеличению российских зарплат (и это притом, что Россия - крупный нефтедобытчик), хочется вспомнить о…Туркменистане. В этой стране владельцы легковых автомобилей имеют возможность бесплатно получить в месяц 120 литров дизельного топлива или бензина, а граждане, владеющие грузовым транспортом или автобусом, - 200 литров. Горючее сверх этих лимитов можно купить на автозаправочных станциях по рыночным ценам, где один литр А-95, например, стоит порядка 16 центов (меньше пяти рублей). Можете себе такое представить? А вот для жителей Туркменистана подобные подарки от государства – реальная норма жизни. Не говоря уже о том, что в стране существуют определенные лимиты на бесплатное пользование электричеством, газом, водой и даже пищевой солью… А в этом государстве социально-экономические показатели ниже российских.
- По отношению к январю прошлого года рост цен на дизельное топливо составил 37,6 процента, - называет пугающую всех автомобилистов цифру генеральный директор ГППО «Псковпассажиравтотранс» Георгий Лупандин. - Именно поэтому было принято решение о том, чтобы обратиться в антимонопольную службу. Четверть расходов нашего предприятия уходит на приобретение горючего. В прошлом году эта сумма составила 120 миллионов рублей, а в этом увеличится до 170. У нас заключен договор с одной из топливных компаний, позволяющий совершать заправку наших транспортных средств со скидкой. Но эта скидка не велика: даже не 10-15 процентов, а меньше. Рост цен на дизельное топливо - удавка для нашего предприятия. С одной стороны, зажимает увеличение налогов, с другой - рост цен на ГСМ. Раньше доходов от работы за один месяц нам хватало, чтобы оплатить все налоги и платежи. Теперь же - придется трудиться в три раза больше. На дизтопливо мы работали чуть более двух месяцев, сейчас придется три. «Псковпассажиравтотранс» - самодостаточная организация, которая работает без дотаций из областного и городского бюджетов. Даже новые автобусы мы покупаем самостоятельно. Именно из-за увеличения стоимости дизтоплива пришлось увеличить тарифы на проезд для населения. У нас безвыходное положение. Все средства, полученные дополнительно, будут направлены на приобретение горючего. Возможно, летом встанет вопрос о повторном увеличении тарифов.
В мае прошлого года Президент России Дмитрий Медведев высказал мнение о том, что цена в 140 долларов за баррель нефти - это «уничтожение всех стимулов к развитию». А рост цен на бензин - один из основных факторов, разгоняющих инфляцию. Найдут ли эти слова главы государства подтверждение в жизни и изменится ли ситуация с ростом цен на бензин в ближайшие несколько месяцев? Пока этого не видно.
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru
В ТЕМУ
Игорь Артемьев, глава ФАС России:
- Федеральная антимонопольная служба уже дважды - в 2008 и 2009 году - штрафовала четыре крупнейшие нефтяные компании страны (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть») и их «дочки» за превышенные цены на бензин. ФАС собирается 10 февраля принять решение, начинать ли третью волну антимонопольных дел против нефтяных компаний из-за завышения цен на бензин. Мы считаем, что есть признаки антимонопольных нарушений и монопольно высокой цены на топливо.
Владимир Кобыжча, руководитель Псковского управления федеральной антимонопольной службы:
- В Псковской области, так же как во всех регионах России, существуют проблемы с ценообразованием. Если сейчас дело дойдет до административного штрафа, то ФАС будет штрафовать топливные компании не в размере одного процента от годовой выручки, а больше. Тем более, многие уже не первый раз становятся нарушителями. В 2008 году очень долго продолжались судебные разбирательства. Арбитражный суд не хотел с нами соглашаться. Скоро, 14 февраля, должно состояться заседание по делу о возможном сговоре трех операторов розничного рынка нефтепродуктов. Возможно, будут выявлены и другие нарушители, замешанные в сговоре и привлечены к ответственности.
Да ложили они на всех-ваши штрафы с нашего кармана...
с точки зрения жителя балтийских стран, бензин у вас просто почти даром, ээх...