Тем, кто еще помнит такие речные маршруты как «Псков-Тарту» сегодня остается только ностальгировать. В свое время трудно было найти человека, который хоть раз в жизни не ездил в Эстонию на теплоходах «Заря» или «Ракета». Кто-то скажет, что время изменилось, стало много вопросов с пересечением границы и так далее. Но это отнюдь не главная причина. Сегодня основное препятствие на пути возрождения судоходства и речного сообщения заключается в отсутствие в Пскове речной техники.
- К сожалению, речного транспорта у нас в настоящее время почти нет, - обрисовывает ситуацию председатель Государственного Комитета Псковской области по транспорту и связи Игорь Сильченков. - Тот речной порт, который был в самом Пскове, давно обанкротился, а предприятие, ставшее его правопреемником, не занимается речными перевозками пассажиров и грузов. У нас есть проекты по восстановлению порта и развитию водного туризма. Мы даже планируем наладить выход из Чудского озера в Балтийское море через реку Нарва. Но вы должны понимать, что это только в перспективе, да к тому же требует серьезных финансовых затрат на реализацию.
Увидеть старенькие прогулочные катера в Пскове нынче еще можно. Правда, осталось их всего два: «Александр Невский» и «Буревестник». Оба находятся в частной собственности. Даже если прибавить к ним пару катеров, базирующихся в Псковском и Печорском районах, которые осуществляют связь с труднодоступными населенными пунктами по побережью и островами в Псковско-Чудском озере, картина изменится не сильно. А где же спрашивается наследство, что оставил после себя некогда довольно богатый псковский речной порт? Его новые хозяева поступили в духе наступившего времени – коммерции на всем, решив, видимо, воспользоваться установкой героя Ильфа и Петрова Паниковского, вещавшего Балаганову: «Пилите, Шура, они золотые!». «Ракеты», буксиры и баржи, находившиеся в порту, по-видимому, были распилены и проданы на металлолом, поскольку обслуживание даже неэксплуатируемой техники требует квалифицированного персонала, и как следствие, затрат на его содержание. А так нет техники – нет проблем.
Несколько слов о псковском порте. Точнее, о том, что от него осталось. Сегодня порт на Красноармейской улице, 2 – это захолустный кусок земли на берегу Великой, больше похожий на зарождающуюся свалку. Сторожа нет, или, по крайней мере, нам не удалось его обнаружить. Впрочем, там и сторожить уже нечего. Только якоря на воротах еще служат напоминанием, что когда-то здесь было неплохое работающее предприятие с большой историей и профессиональным коллективом. По всей видимости, скоро и эта земля будет отдана под очередные застройки, которые уже вовсю ведутся на прилегающей к бывшему порту территории. А от него самого и вовсе ничего не останется.
После того, как порт почти торжественно исчез, речное гражданское судоходство в Пскове ограничилось двумя старенькими пассажирскими катерами, да малой речной техникой в личном пользовании у граждан. Правда, сегодня ни один из двух псковских прогулочных катеров не рискнет выйти в «дальнее» плавание, например, вглубь Чудского озера – состояние теплоходов оставляет желать лучшего. Как нам рассказал один из владельцев: доходы от частного туристического извоза едва позволяют работать в плюс. И если бы все ограничивалось одной рентабельностью, то речной навигации в Пскове сегодня уже не было бы вовсе.
- Свою навигацию я открыл с первого мая, - рассказывает владелец теплохода «Александр Невский» в прошлом военный моряк, Сергей Новиков. – Спрос на водные прогулки есть, люди спрашивают, интересуются… Другое дело, что большой прибыли извоз не приносит. За прошлый год у меня получился доход около 150 тысяч. Поэтому в большей степени работаем мы не ради прибыли, а во имя идеи – флот в Пскове должен жить! Основная проблема псковского судоходства в том, что у нас нет четкой системы и организации, которая руководила бы речным процессом и осуществляла бы за ним контроль. К тому же, сколько бы власти ни разрабатывали различных проектов, толку от них было немного, и так будет и дальше, если не учитывать мнения тех, кто занимается водным делом.
Удастся ли вернуть те времена, когда в Пскове было шестнадцать судоходных причалов? Позиция речников понятна. Самим им такого не потянуть. А что же власть?
- Если мы говорим о возрождении озерно-речной навигации, то, наверное, для начала необходимо сделать упор на маломерные суда. Позволив людям использовать свои яхты и катера, мы будем развивать не только водный туризм, но и инфраструктуру в целом. Тогда, возможно, начнется строительство причалов, водных заправок для катеров, будут создаваться экскурсионные программы… Так мы хотя бы сдвинемся с мертвой точки, - считает Игорь Сильченков.
Очевидно, что государственную поддержку из городского и областного бюджетов найти будет крайне сложно. И как ни крути, а чтобы развивать сегодня в Пскове и регионе водное сообщение, нужен инвестор. Проблема лишь в том, что для инвестора этот вид бизнеса малопривлекателен. Финансовую отдачу можно ждать несколько лет и так и не дождаться. Есть ли у нынешних предпринимателей на это время, а главное желание - вопрос. Простым жителям города пока остается лишь слышать слабое эхо былых навигаций и ностальгировать по временам, когда речное судоходство было делом обычным.
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
Подскажите с какого года на этом месте существует это порт,и что там было до него?
Скоро выборы в Государственную Думу, и пора выбрать во власть представителей народно-патриотическими партий, чтобы без болтовни, возродить речной флот, судоходство, промышленность,сельское хозяйство, здравоохранение, чтобы поднять зарплаты и пенсии!