Еще два года назад профессиональное училище №7 города Пскова прекратило набор в группу токарей. Последний выпуск из семи человек, который в этом месяце покинет его стены, возможно, найдет работу. Заводу механических приводов требуются токари, правда, хорошо подготовленные профессионалы.
Училище №7 существует уже полвека. Что удивительно, его воспитанники до сегодняшнего дня живут по советским образовательным меркам: обеспечиваются литературой по всем предметам, спецодеждой и инструментом, общежитием, бесплатным питанием и стипендией. Половина учащихся - из сельской местности, ребята, как правило, проблемные из-за недостатка знаний по общеобразовательным предметам, полученным в сельских школах. Много детей-сирот: 80 человек из 350. Им особенно непросто будет устраивать жизнь после окончания училища. Рабочие специальности в век компьютеров у вчерашних школьников не пользуются особой популярностью. Тот же слесарь или токарь – это довольно монотонный труд, надо иметь терпение, чтобы простоять восемь часов у станка. А еще - производственный травматизм. О нем ребята наслышаны. Поэтому рабочими становятся немногие молодые люди. На заводе механических приводов их насчитывается всего пять человек. Впрочем, зарплата на производстве по псковским меркам неплохая – около 15 тысяч рублей.
Но дело даже не только в нежелании выпускников школ получить рабочую профессию. А в том, что на рынке труда в Пскове эти профессии востребованы крайне слабо. Работодатели, если им нужен человек к станку, сразу хотят получить рабочего, имеющего квалификационный разряд не ниже шестого. Поэтому им проще подыскать такого человека среди производственников-ветеранов, которых еще можно, хотя и с трудом, найти в городе. Правда, редко кто из ветеранов соглашается вернуться к станку – и возраст не тот, и профессиональные навыки утрачены. Сегодня предприятиям много людей и не требуется, потому что крупные производства в Пскове давно приказали долго жить. Есть, правда, несколько цехов и участков, сохранившихся на базе некогда мощных заводов советского промышленного комплекса. Сергей Бельгесов говорит, что он, проработав директором более десяти лет, всегда старался иметь с предприятиями города добрые партнерские отношения. Это ему удавалось с переменным успехом. Было время, когда некоторые директора соглашались на сотрудничество с училищем, охотно брали учащихся на практику. Но нередко случалось и так: менялось руководство завода и отношения свертывались. В кризисный период предприятия соглашались принимать на практику учащихся только при условии, что они будут трудиться бесплатно.
Ныне училище готовит кадры по шести специальностям. В основном, строительным профессиям, хотя набрать группу каменщиков сейчас тоже очень непросто. Есть спрос на специальность электромонтера, но и здесь группа укомплектована только наполовину. Зато охотно молодые люди выбирают профессию автомеханика. Вчерашних школьников привлекает возможность получить по окончании учебы не только денежную работу, но и водительские права. Сергей Бельгесов признается, что готовить автомехаников они стали только ради того, чтобы сохранить училище.
Подготовка строителей остается главной надеждой учебного заведения. Однако строители в Пскове хоть и нужны, но опять же в очень ограниченном количестве и в небольшие фирмы. Профессии маляров и столяров обычно выбирают бывшие воспитанники коррекционных школ. Этим ребятам в Пскове сложно получить другую хорошую специальность, кроме, как в училище №7, и уже потому-то оно всегда будет востребовано.
Говорить уверенно о перспективах Сергей Бельгесов пока не решается. Заглядывать даже в ближайшее будущее – дело весьма рискованное. Вся надежда на улучшение экономической ситуации, может, в Пскове и появятся новые производства или модернизируются старые. В Великих Луках ситуация совсем иная. Лицей № 8 имени Александра Матросова по-прежнему готовит и слесарей, и токарей. В городе на Ловати для них работа находится. Потому что в Великих Луках в «эпоху прихватизации» властям удалось сохранить промышленные предприятия, которые сейчас неплохо работают.
… Сергей Бельгесов недавно объехал почти половину районов области, побывал в сельских школах - агитировал за поступление в училище. Как результат вояжа - первые желающие уже обратились в приемную комиссию училища… тоже с надеждой, что их будущие профессии не исчезнут в ближайшие годы.
Антон ПРОХОРОВ.