«Я не люблю своего ребенка» ...Редко приходится слышать подобные откровения от матери. Обычно женщины держат эти мысли при себе, справедливо опасаясь осуждения общества и признания своей психической неполноценности. Признаются же в основном от отчаяния, когда совсем уже невмоготу. Так случилось и с нашей читательницей Жанной - женщиной успешной, с тремя высшими образованиями, владелицей небольшого предприятия. Когда она забеременела, ее грела мысль о том, что будет кому передать свое дело. Наследник виделся ей образованным и перспективным юношей, продолжателем семейных традиций. Но роды были сложными, и Артем появился на свет с множеством неврологических патологий. Врачи успокаивали маму: к году все сгладится. Здоровье мальчугана и правда стало лучше, а вот интеллект как будто топтался на месте. Это никак не вписывалось в планы Жанны. Как только сынишке исполнилось три года, она записала его на английский, музыку и в школу раннего развития. Артемка не только не проявил выдающихся способностей, но и откровенно игнорировал задания педагогов. На уроке мог заснуть, устроить потасовку с соседом по столику или закатить истерику. Врачи снова успокаивали: для активной умственной деятельности еще не время. Но время это не настало ни на следующий год, ни к семи годам. Более того, перед школой воспитатели детского сада, куда ходил Артем, настояли на том, чтобы мальчика показали специалистам медико-психолого-педагогической комиссии. - Нам поставили диагноз «задержка психического развития» и порекомендовали обучаться в специализированной школе, - со слезами говорила Жанна. - Это удар ниже пояса. Мой сын - оказался совсем не тем, кого я себе представляла. Глупый, недалекий, неуравновешенный ребенок, которому кроме ПТУ ничего не светит, не может быть моей плотью и кровью. Мне стыдно в этом признаться, но общение с Артемом вызывает у меня только раздражение и желание побыстрее избавиться от его общества. Я, наверное, ненормальная мать, но у меня не получается думать иначе. Неумение принимать ребенка таким, какой он есть, и любить без всяких условий - это бич успешных и амбиционных родителей. Впрочем, оставим моральную сторону вопроса на их совести и заручимся поддержкой медиков. Они утверждают, что задержка психического развития - это не вина, и даже не беда малыша, а всего лишь... Впрочем, обо всем по-порядку. Устоявшиеся родительские заблуждения о детях с задержкой психического развития опровергает психиатр, заведующий отделением областной психиатрической больницы №1 «Богданово» Михаил Елесеев.
- Для многих родителей диагноз "ЗПР" звучит как приговор и вызывает смешанные чувства отчаяния, безисходности и раздражения. Стоит ли на ваш взгляд, так драматизировать?
- Однозначно нет. Как врач психиатр скажу, ситуация у ребенка может быть гораздо хуже (например, при шизофрении, олигофрении и других психических расстройствах), но это не повод ставить на нем крест. Тем более в случае с ЗПР. Было бы ошибкой считать таких детей больными, и тем более относиться к ним, как к больным. Задержка психического развития - это особенность ребенка (как цвет глаз, темперамент, тембр голоса), которая заключается в замедлении темпов созревания психики. С медицинской точки зрения ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Такие детки не имеют тяжелых отклонений в развитии, таких как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, речи и двигательной системы. Просто они взрослеют чуть медленнее, чем их сверстники. Недаром специалисты называют таких детей инфантильными.
- В чем проявляется задержка психического развития?
- Прежде всего в том, что дети испытывают трудности в обучении и с трудом адаптируются к школе. Недаром впервые диагноз ЗПР появляется в медицинской карте годам к шести-семи. Нельзя сказать, что у всех без исключения страдает интеллект. У некоторых он на довольно высоком уровне. Про детей с ЗПР в народе бытует грубоватая, но довольно точная пословица «умная голова дураку досталась». Переводя с языка обывательского на профессиональный, это значит, что ребенку трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить задание учителя, соблюдать элементарные правила приличия. Его внимание неустойчиво, способность к концентрации снижена. Он отвлекается на все, что происходит вокруг. Может посреди урока прогуляться по классу, достать из рюкзака игрушки, затеять драку с соседом по парте или невпопад вставить какую-нибудь фразу. В общем, у педагогов складывается впечатление, что их непоседливые ученики еще не вышли из детсадовского возраста. Кстати, подобный комплекс отклонений, если он не осложнен никакими другими проявлениями, носит хорошо знакомое молодым родителям название «синдрома дефицита внимания с гиперактивностью».
- Многие родители считают, что если ребенку поставлен диагноз "ЗПР", значит он потенциальный неудачник. Потому что у него в жизни никаких шансов получить хорошее образование и стать счастливым человеком?
- Замедление темпов психического развития не означает полного отсутствия талантов. Такие дети нередко бывают хорошими певцами, художниками и спортсменами, а особая непосредственность, искренность и раскованность делает их очень органичными на сцене. Они ненавидят выводить крючки и палочки, но зато могут прекрасно вышивать, вязать, выпиливать. А вот умственная работа, особенно в начальной школе, действительно дается с трудом. Детям с ЗПР бывает сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Они значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный (речевой). Наблюдается отставание в развитии практически всех форм мышления, что обнаруживается в основном в решении логических и словесных задач. Ученики с задержкой психического развития не умеют производить элементарный для их возраста анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Но все это хорошо корректируется, и если такому ребенку повезет с педагогами и родителями, он уже к средней школе может нагнать своих сверстников.
- Еще один типичный родительский вопрос: «почему одним все, другим ничего». То есть почему одни дети развиваются нормально и даже быстро, а другие отстают от своих сверстников на несколько лет?
- Мнений на этот счет много, но к единому знаменателю специалисты пока не пришли. Одни придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а в последнее время он получил широкое распространение и в России. Многие исследователи не исключают наследственный фактор. А также приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития отмечаются в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Впрочем, дети с задержкой психического развития встречаются даже в семьях профессоров, так что от этого никто не застрахован. Другие специалисты связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией. Истина как всегда где-то посередине.
- Говоря о детях с ЗПР, врачи часто упоминают такое понятие как «психический инфантилизм». Звучит угрожающе…
- На самом деле это первый и самый легкий тип задержки психического развития. Психический инфантилизм - не болезнь, а скорее комплекс заостренных черт характера, который может сослужить ребенку недобрую службу. Он не самостоятелен и до такой степени привязан к маме, что без нее чувствует себя беспомощным и не может принять никакого решения. Настроение всегда повышенное, эмоции неустойчивы и проявляются весьма бурно. Отставание в развитии такого ребенка никогда не бросается в глаза, он просто кажется чуть младше своих сверстников. Гораздо хуже, когда задержка психического развития возникает после длительной болезни, хронических инфекций, аллергии или врожденных пороков развития. Ослабленные, часто болеющие дети быстро устают и имеют низкую познавательную активность. Но чаще всего встречается задержка психического развития церебрально-огранического происхождения, когда малыш появляется на свет с большим трудом или приобретает проблемы еще в утробе матери. Причинами такого состояния могут быть патология беременности матери, родовая травма, кислородное голодание.
- Вы говорили, что, по мнению некоторых специалистов, сами родители могут спровоцировать у ребенка задержку психического развития. Как вести себя так, чтобы «по доброте душевной» не создавать своему чаду лишних проблем?
- Считается, что если женщина, как наседка, возится со своим малышом, предупреждая каждое его желание и не отпуская его ни на шаг, то она хорошая мать. Возможно это и так, но все хорошо в меру. Гиперопека губит самостоятельность ребенка на корню, а без этого важного качества не будет стимулов к познанию окружающего мира. Его психика всегда будет находиться в «режиме ожидания», так и не перейдя в плоскость активных действий. Даже если малыш часто болеет, это не повод оградить его от окружающего мира и создать тепличные условия. Жалостью и повышенной тревогой полноценную личность не воспитаешь.
- Сейчас дети с задержкой психического развития учатся в специальных классах или коррекционных школах, где занятия идут по так называемой "программе седьмого вида". Почему они не могут посещать обычные учебные коллективы и образовательные учреждения?
- В первую очередь это нужно для их же блага. В обычной школе дети успевать не будут, да и одноклассники нынче особой деликатностью не отличаются. Начнут дразнить, пальцем показывать, унижать. Все это стрессовые факторы, которые только подольют масла в огонь. Впрочем, дело не только в спокойной учебной обстановке. При неосложненных формах психического инфантилизма прогнозы весьма оптимистичны. И если ребенок будет заниматься по специальным корректирующим программам, то годам к 10-11 возможно его выравнивание со сверстниками и продолжение обучения в обычном классе или обычной школе. Иными словами, при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное снятие диагноза ЗПР. Проблема в том, что диагностика этого состояния на ранних стадиях представляется довольно проблематичной. А обратиться к специалисту родителям мешает подчас ложный стыд и предубеждение. Стыдиться тут решительно нечего, ведь речь идет о здоровье вашего ребенка…
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru