
Так хочется, чтобы псковские археологи, наконец, обнаружили берестяную грамоту. Хотя бы одну. И каждый археологический сезон ожидаешь этого долгожданного открытия. В полевой сезон 2011 года изделий из бересты среди раритетов обнаружено немало, но это были сплошь предметы домашнего обихода, кстати, неплохо сохранившиеся. Сезон 2011 года принес псковским археологам немало интересных находок.
Люди этой профессии открывают миру то, о чем часто умалчивают письменные источники. Особенно древнерусские, которые весьма скудно описывают подробности повседневной жизни псковичей. Зато мы теперь знаем, какую обувь носили псковичи триста или четыреста лет назад. В основном, кожаную. Лапти, как свидетельствуют археологи, в псковских раскопах встречаются не часто. Пролежав несколько сот лет в земле, обувь неплохо сохранилась. Теперь мы можем судить о моде того времени, кстати, достаточно сурового, и о технологии пошива башмаков. Лапти тоже довелось увидеть, но в единственном экземпляре. Сплел их хороший мастер, складно и прочно подогнав лыко.
- Наверное, кто-то приехал в Псков в гости из деревни, да и забыл свои лапти или поменял на кожаную обувку, - шутит кто-то из археологов по поводу находки.
По мнению историков, в средние века псковичи в основном жили исправно. Во многом благодаря выгодному географическому положению города, свободе предпринимательства, избавленного от излишней опеки центральной власти. В Лужском раскопе (это у драматического театра) обнаружено скопление ракушек - зажиточные люди Пскова позволяли себе, по примеру европейских вельмож, лакомиться устрицами. Так продолжалось до эпохи Петра Первого, когда границы российской империи отодвинулись далеко на запад, и Псков превратился в заурядный провинциальный город.
Предметы, увиденные воочию, дают редкую возможность ощутить дух далекой эпохи. Кажется, что этот крохотный кошелек из раскопа на улице Некрасова только что держал в руках неведомый нам предок, и мы с ним словно поздоровались. А вот книжка, она умещается на ладони. Вот только развернуть ее пока нельзя. Это сделают реставраторы. Может, их ожидает интересное открытие. Кусок кожи, покрытый узорами, возможно, часть одежды или переметной сумы, а может, фрагмент седла, принадлежащего состоятельному горожанину.
Кусочек плитки с изображением скомороха. Причем, голова человечка нарисована взрослым художником, а туловище, судя по ломким, неуверенным линиям, явно пририсовал ребенок. Это изображение археологи обнаружили на Новоторговском раскопе на улице Некрасова. По словам старшего научного сотрудника Археологического центра Татьяны Ершовой, в этой части города у псковичей в 16-17 веках трудились мастера по металлу и ювелиры.
Пограничный Псков и Изборск хранят много предметов боевого прошлого. В Изборской крепости археологи обнаружили наконечники арбалетных стрел, ледоходные шипы, которыми воины подковывали лошадей, а также панцирные пластинки. Пластинки находят не часто – металл в те времена стоил дорого. Только после реставрации можно будет узнать, к какому типу доспехов пластины принадлежали.
В Пскове, на территории Петровского раскопа, открыты две детали арбалета 15 века – лук и спусковой рычаг. В псковской коллекции археологов есть еще три детали этого вида оружия. Дальность стрельбы арбалетов, как объяснили специалисты, зависела от материала, из которого их изготовляли. Чаще всего оружейники использовался тис. Вполне возможно его привозили из окрестностей Великих Лук или из Литвы. Прицельная дальность выстрела из арбалета – до сотни шагов.
В Лужском раскопе археологи нашли вислую актовую свинцовую печать 15 века, на ней надпись: «Псковский великий князь и наместник», и… деревянный шар, уже более позднего времени - 19 века. Он, конечно, сгнил, но сохранил форму. Оказывается, игра в шары была очень популярна среди европейских женщин. Русские представительницы прекрасного пола не являлись исключением. Сейчас этот вид игры сохранился только во Франции.
Соб. инф.