Народная мудрость, как известно, выражается в пословицах и поговорках. Например, будет день - будет пища. К чему это я? А к тому, что все мои собеседники, которых я просила высказать мнение по поводу «Закона о такси» были единодушны: вот придет 1 сентября, будет принят местный законодательный акт, тогда можно думать и говорить. И все же темы для обсуждения есть, хотя не все в рамках, обозначенных новым законом. Впрочем, обо всем по порядку.
«Законом о такси» в Интернете и средствах массовой информации для краткости называют статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст его был опубликован в «Российской газете» 25 апреля. Так что тот, кто хочет узнать информацию из первых рук, может заглянуть в первоисточник. Суть же документа заключается в следующем. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на эту деятельность. В нашей области разрешения будут выдаваться Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи, о чем уже издано распоряжение областной Администрации. Срок действия разрешения - пять лет. Выдается оно при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
а) проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;
б) иметь на боковых поверхностях кузова цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
в) соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
г) иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
д) должно быть оборудовано таксометром.
Водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет, либо общий водительский стаж не менее пяти лет.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковыхтак-си;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси пред-рейсового медицинского осмотра.
Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Закон вступает в силу с 1 сентября после принятия соответствующих решений региональными властями. До 1 января 2012 года продлится переходный период, а с 1 января вводится административная ответственность за правонарушения, связанные с введением закона.
«Ну, наконец-то!», - сказала одна из моих знакомых и рассказала пару историй из своего опыта поездок в псковских такси. Как-то, будучи по делам в областной Администрации, заказала такси к центральному входу (улица Некрасова, где перед зданием стоит памятник Ленину). Диспетчер уточнила информацию, в том числе и про названный памятник и попросила подождать пять минут. После 15-минутного ожидания заказчица вновь позвонила диспетчеру, выяснилось, что машинаждет ее уже больше десяти минут. у входа со стороны улицы Гоголя. Но это было еще не все. Когда женщина села в машину и назвала адрес на Завеличье, водитель кивнул, лихо развернулся и поехал в сторону Крестов. Когда же узнал, что ехать нужно совсем в другом направлении, очень удивился. В другой раз по вызову пришла настолько «убитая» машина, что когда водитель (молодая женщина не очень опрятного вида) нажимала педаль, казалось, что сейчас в днище появится дыра, и можно будет лицезреть асфальт. Всю поездку мою знакомую не покидала мысль: доехать бы благополучно.
А что говорят по поводу нового закона псковские автоперевозчики? Как они намерены исполнять его и как организованы перевозки легковыми такси в Пскове сегодня?
Ситуацию комментирует заместитель директора одной из компаний, осуществляющих в Пскове перевозки легковыми такси, Евгений Жуков:
- О новом законе можно будет говорить, когда будет принято соответствующее постановление Администрации Псковской области. Но ничего принципиально нового мы не узнаем. Например, требования по поводу наличия свидетельства предпринимателя, оранжевого фонаря на крыше такси и шашечек на кузове есть в тех «Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...», по которым мы сейчас работаем. Регламентируется и водительский стаж таксистов - он должен быть не менее трех лет.
Наша компания работает как диспетчерская служба. С каждым водителем - индивидуальным предпринимателем - мы заключаем договор. При заключении договора проверяем внешний вид автомобиля, некоторые технические параметры, наличие талона техосмотра. Впоследствии водитель предъявляет такой талон раз в полгода. Кроме того проводится выборочный внеочередной осмотр автомашин. Мы имеем право обслуживать только тех, кто имеет свидетельство предпринимателя по деятельности такси, поэтому требуем наличие такого свидетельства. Выдаем фонари с названием компании. Таксометры наши водители приобретают сами в специализированных центрах по обслуживанию кассовой техники.
На каждую смену оформляется путевой лист. За механика разрешено расписываться самому предпринимателю, таким образом он сам несет ответственность за техническое состояние автомобиля. А вот отметку о прохождении медицинского освидетельствования может поставить только врач. Этот вопрос водители решают самостоятельно. Иметь собственного медработника могут позволить себе только таксопарки с полным штатом. Вообще эти моменты должны знать сами люди, занимающиеся таксомоторными перевозками, потому что штрафы за нарушения они платят из своего кармана. Например, в апреле этого года проводился совместный рейд налоговой и транспортной инспекций и ГИБДД, во время которого проверялось наличие и содержание путевых листов. Естественно, нарушители были наказаны рублем.
В наши обязанности входит контроль за качеством обслуживания. Если же от пассажиров поступает жалоба, мы досконально разбираем каждый случай. В качестве наказания применяем как меры воспитательного характера, так и штрафные санкции. Так, например, за невыдачу чека водитель может быть оштрафован на 1000 рублей. Самые жесткие меры применяются за грубое отношение к пассажирам и выезд на линию в пьяном виде. Если нарушение повторяется, то в таком случае данный абонент отключается от эфира, и договор с ним расторгается.
Вот так выглядит ситуация из замдиректорского кресла. А что видно из водительского?Я поговорила с таксистами, работающими в разных компаниях. Названия не указываю, потому что некоторые ответы наводят на размышления.
Дмитрий, работает таксистом с 2004 года:
- О законе ребята говорили, но что и как будет, никто пока не знает. В Интернете много комментариев, но информация противоречивая, поэтому подождем, пока будет принят местный документ. Предрейсовое освидетельствование я прохожу в наркодиспансере. Стоит оно 30 рублей за один раз. У меня с этим учреждением заключен договор. Как часто? Когда проходят рейды и месячники. О них нам исправно сообщают средства массовой информации. В сентябре ближайший будет.
В ответ на мою просьбу показать путевой лист открыл было бардачок и закрыл снова: долго искать.
Евгений, стаж в качестве таксиста 10 лет:
- Будет местный закон - будем изучать. Времени хватит, ведь будет переходный период до января следующего года. Медицинское освидетельствование я не прохожу. Да я вообще-то таксистом подрабатываю. Основная работа у меня другая.
Владимир, работает в качестве индивидуального предпринимателя с 2006 года:
- Вот вы говорите: фонари, шашечки. Это все внешняя сторона. А вот действительно важные вопросы не решаются. Мы детей не имеем права возить без специальных кресел. А если мама с ребенком поздним вечером возвращается из гостей? Да еще ехать куда-нибудь в пригород. Да еще детей двое. Я, получается, должен купить два детских кресла по 3 тысячи каждое. И где их возить, если багажник по инструкции должен быть пустым? Детей, конечно, перевозим на свой страх и риск. Или движение у железнодорожного вокзала. Ведь не подъехать - везде запрещающие знаки. А как бабушке с двумя сумками до поезда дойти?
И еще в городе нет ни одной оборудованной стоянки такси наподобие автобусных остановок, где мы могли бы обеспечить безопасность посадки-высадки пассажиров. Просто обозначены места, где водители определенных компаний могут ставить свои машины. Платаза эти стоянки 1300-1500 рублей в месяц. Если государство ставит вопрос о необходимости приобретения водителями лицензий, то оно должно позаботиться и об организации муниципальных стоянок для такси.
Вот такая картина вырисовывается. Думается, «Псковской провинции» еще предстоит вернуться к этой теме. А пока скажем лишь, что в Государственном комитете Псковской области по транспорту и связи уже подготовлен проект постановления Администрации области, устанавливающий порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси. К завтрашнему дню он должен быть принят.
Виктория ПАВЛОВА.