
Если говорить о сути этого мероприятия, участниками коего стали около трех человек со всех регионов страны, она в серьезном разговоре о модернизации железнодорожной отрасли на четвертом этапе реформы. Участники съезда проанализировали успехи и неудачи, наметили стратегические направления и приоритеты развития, реформирования и инноваций на ближайшие годы. Сделать предстоит многое. Наглядный тому пример - средняя скорость движения товарных поездов, которая в России не превышает... 40 километров в час. В то время, как за границей пассажирские составы несутся со скоростью от 250 до 400 километров в час, наши классические «скорые поезда» разгоняются до 100. О каком уровне современной жизни в России после этого можно говорить?
Журналисты «Псковской провинции» адресовали вопросы первым лицам железнодорожной отрасли о стратегических перспективах железнодорожной реформы, рассчитанной до 2030 года, в отношении своего - приграничного региона.
- В активной фазе сейчас рассматривается приграничное пассажирское сообщение с Украиной. В отношении Псковской области, каких-то отдельных планов у нас нет. Нам не поступало запросов со стороны этого субъекта Федерации, - сообщил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.
- Нет такого понятия, как «стратегия приграничных территорий, - продолжил разговор начальник Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» Виктор Степов. - Есть стратегия развития Российских железных дорог до 2030 года, которая распространяется на Псковскую область и другие приграничные территории. В соответствии с развитием Российских железных дорог и интеграции России с экономическим рынком сопредельных государств. Сейчас РЖД прокладывает железнодорожный маршрут из Москвы в Вену с шириной колеи 1520 миллиметров. Говоря о Пскове, мы подразумеваем Эстонию и Латвию с погранпереходами, которые находятся у вас. На протяжении последних десяти лет мы системно решили там все вопросы. Поэтому в Псковской области находятся самые мощные и лучшие погранпереходы. Их пропускной способности вполне достаточно для объемов грузов, перевозимых в этом направлении. Говорить о том, что стратегически мы туда еще заложим средства - не приходится. С учетом вхождения России в ВТО, в связи с отменой дифференциации тарифов в межгосударственном и внутригосударственном сообщении, которые с 2013 года вступят в силу, соотношение сил на этих погранпереходах могут измениться.
- В Европе, до которой от Пскова каких-то 50 километров, идет масштабная замена локомотивов скоростного пассажирского подвижного состава на электропоезда с распределенной тягой, активно используются двух-этажные пассажирские вагоны, внедряются пассажирские составы на магнитном подвесе. Высокоскоростной поезд «Сапсан» соединил обе наши столицы, его аналог «Аллегро» - Москву с Хельсинки. Когда цивилизации придут в Псковскую область?
- Вы уже получили ускоренное сообщение на участке Псков-Петербург. Это серьезное ускорение без серьезных инфраструктурных затрат - за счет чисто технологического решения проблемы с дизель электропоездом. Хорошо бы, чтобы мы так же ускорились скоростными поездами на сообщении Петербург-Москва. Вложив огромные деньги, на этом участке мы получили снижение времени нахождения пассажиров в пути всего на 1 час. Это, если сравнивать со скоростным поездом «Аврора». С «Невским экспрессом» - еще меньше. Если Прибалтика пойдет на встречу, мы «вытащим» пассажирское движение уже на другие скорости. Правда, речь идет ни о скоростях в 200-250 километрах в час и даже ни о 140, а о гораздо меньших. Что касается скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро», то они требуют создания серьезной инфраструктуры. Вы никогда не обеспечите свои линии необходимым для них пассажиропотоком. Но Псковская область является одной из передовых с точки зрения внедрения рельсовых автобусов. В вашем регионе они эксплуатируются уже в течение четырех лет. Это почти все рельсовые автобусы, которыми сейчас располагает Октябрьская железная дорога. В этом плане вы обеспечены лучше всех. Карелы только мечтают об этом.
- До Великой Отечественной войны существовало дорожное сообщение Псков - Гдов, связывавшее Псков с Ленинградом. Есть намерение восстановить его?
- Нет. Программа, рассчитанная до 2030 года, этого не предусматривает. Хотя ваш Губернатор на протяжении последних пяти лет включал в нее данный вопрос. На сегодняшний день этот ход для нас экономически неэффективен. Дело в том, что выход на Усть-Лугу, о котором вы говорите, требует вложить много средств на дальних подходах, прежде чем дойти до Гдова. Мы развиваем другие параллельные ходы на порты Прибалтики.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru