Первые планы постройки медицинского учреждения на месте слияния реки Великой и Черехи появились в 1928 году. А соответствующий проект постановления обсуждался уже в феврале 1929 года. На гражданское строительство было выделено 16 тысяч рублей - сумма по тем временам немаленькая. Амбулатории надлежало обслуживать два строящихся кирпичных завода, большую торфоразработку. Уже не осталось свидетелей, которые могли бы доподлинно описать, как выглядела «прародительница» современной районной больницы. Можно опираться только на архивные данные. А они гласят, что здание было кирпичное, крытое черепицей, одноэтажное, расшитое снаружи и оштукатуренное внутри. Отопление печное, водопровод, промывные клозеты. На территории - артезианская скважина, канализация, вокруг забор, баня, конюшни и дровяной сарай - для 30-х годов прошлого века условия вполне сносные. Согласно документам, работали в амбулатории один врач, одна акушерка, один лекпом (лекарский помощник), одна санитарка.
По воспоминаниям старейших работников, в войну здание было разрушено, а в 1944 восстановлено. Сразу после освобождения от фашистов амбулатория стала называться Черехинской больницей Псковского райздравотдела. В состав входило девять ФАПов, 10 акушерских пунктов. Расстояние между ними было от десяти до сорока километров. Пути сообщения - водный, железнодорожный и шоссейный. Вызова обслуживали на лошади по кличке Жучка, которая служила больнице верой и правдой много лет, пока в начале 50-х годов не появилась первая санитарная машина.
Условия работы медиков были приближены к экстремальным, но по сравнению с тяготами войны все трудности, казались, преодолимыми. Отопление больницы по-прежнему оставалось печным. Младший персонал не только помогал докторам, как того требовали должностные инструкции, но и работал в свободное время на торфоразработках. Торф добывался вручную. Из него делались брикеты, которыми зимой отапливалась больница. Коридоры и палаты освещались керосиновыми лампами. Полы были деревянными, некрашеными. Мыли их с золой, песком, березовыми вениками-голиками. Пациенты тех лет вспоминают, что после мытья полы становились желтыми. Пахло свежестью, домом. Но если метел было в избытке, то медицинского инвентаря после войны катастрофически не хватало. Медсестры ходили на недавние поля сражений и собирали немецкие каски, которые использовали в качестве суден. Автоклав кипятился дровами, шприцы и прочие инструменты стерилизовали на печке.
В 1955 году больница разрослась. Стационар имел 35 коек, амбулаторию, женско-детскую консультацию, клинико-диагностическую лабораторию, санпропускник, операционную и перевязочную. В штате было 50 человек. Работали терапевтическое, хирургическое, родильное, детское, инфекционное и гинекологическое отделения.
Кроме Черехи, больницы были в Назимово, Торошино, Сосново, Елизарово, на острове Залита. А в 1955 году Моглинская участковая больница стала инфекционной. В районе работали три стоматологических кабинета, а вот рентгена своего не было. Всех пациентов, кто нуждался в диагностики, везли в областной центр. Через два года у районного отдела здравоохранения хлопот прибавилось. Медики обслуживали 40 тысяч населения, проживающих в 16 сельских советах, в том числе три МТС, тор-фопредприятия, три совхоза, кирпичный и льнозаводы, машинно-мелиоративную станцию и 48 колхозов. Медпомощь обеспечивали шесть больниц на 130 коек, девять ФАПов и пять здравпунктов.
За год количество ФАПов в районе увеличилось до 20, и появилась районная поликлиника, которой была выделена машина «Москвич» для обслуживания больных на дому. К 1962 году в районе насчитывалось 32 сельских совета с численностью 11, 5 тысячи человек и радиусом обслуживания сто километров. Это был «золотой век» псковского здравоохранения, эпоха его профессионального и финансового расцвета.
О временах и нравах медицины 60-х годов расскажет заведующая фельдшерско-акушерским пунктом в деревне Зайцево Краснопрудской волости Лилия Слепакова. Читайте материал в следующем номере «Псковской провинции».
Спасибо за предоставленные сведения, материал основан на архивных данных, предоставленных старшей сестрой диагностического отделения Псковской районной больницы Людмилой Лепаковой.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru