
Николай Яхонтов родился в селе Кунино Новоржевского уезда. Зимой семья жила в Пскове, летом в загородном имении. Родители избрали для сына карьеру военного. А интересоваться мнением ребенка в то время было не принято. В возрасте девяти с половиной лет мальчик покинул родные пенаты и был зачислен в Преображенский полк. Николай оказался толковым учеником и стал быстро расти по служебной лестнице. К десяти годам ему был присвоен воинский чин фуриера, а вскоре каптенармуса. Но увлечение музыкой к тому времени не только не пропало, но стало еще сильнее. Яхонтов с удовольствием посещал концерты, особенно любил слушать Бортнянского, Гайдна и Моцарта. Сильное влияние на него оказывал родственник Николай Львов - глава и теоретик кружка передовых людей 18 века. Благодаря ему, молодой офицер познакомился с поэтом Державиным, художником Левицким, композитором Бортнянским и другими знаменитостями того времени. В кругу талантливых музыкантов Николай Петрович учился теории композиции. Под их влиянием написал оперы «Сильф» и «Король и Пастух». Сейчас рукописи этих произведений хранятся в Псковском музее-заповеднике.
Выйдя в отставку, Яхонтов поступил в Коллегию иностранных дел, служил при русских посольствах в Стокгольме и Париже. После возвращения на Родину работал в почтовом ведомстве, был советником губернатора и директором гражданского училища, председателем гражданской палаты. Яхонтов отошел от дел в чине действительного статского советника и поселился в имении Туховик Выбутской волости Псковского уезда (ныне территория Ядровской волости). Это был поистине райский уголок, вдохновивший Николая Петровича на занятия... нет не музыкой, а сельским хозяйством. Сохранившиеся в Государственном архиве Псковской области хозяйственные книги из Туховика показывают, что начиная с 1808 года цифры прихода ржи и пшеницы в имениях Николая Петровича непрерывно возрастают. Очевидно, что Николай Яхонтов одним из первых среди псковских помещиков начал разводить на своих землях мало популярный тогда в России картофель.
Членам исторического кружка «Поиск» Стремуткинской школы Псковского района под руководством учителя истории Нины Леоненко в ходе работы с историческими документами и беседах со старожилами удалось мысленно восстановить, как выглядела барская усадьба в Туховике. В центре находился парк, остальная территория была занята участками плодового сада. Деревянный барский дом, соединенный с домашней православной церковью, стоял у бровки речной террасы и западным фасадом был обращен к реке Великой. Парадный вход имел участок партера с двумя симметрично посаженными кедрами (уцелел один). Здесь же сохранились кусты сирени, определяющие местоположение беседки. Рядом с партером стояла оранжерея, за ней, к северу располагался небольшой парк с прудом. Зигзагообразный водоем, перпендикулярный подъездной аллее и разделенный ею на две симметричные части, повторял размеры русла реки. По словам старожилов, по протоке из искусственного водоема можно было спуститься на лодках в реку. На месте пересечения подъездной дороги и пруда был сооружен ажурный перекидной мост. Теперь это место засыпано. Дорога заасфальтирована. Проточность водной системы нарушена. В настоящее время исчезли все постройки, кроме одной, хозяйственной, деревянной. Сохранились развалины старинного склепа и следы гранитного спуска. Территория парка застроена частными домами и огородами... Как говорится, много воды утекло с тех пор.
В последние годы жизни Николай Яхонтов замкнулся в узком кругу семейных интересов. Умер композитор в Туховике 4 июня 1840 года. Его похоронили у стен древней церкви на погосте Устье Псковского уезда, рядом с тем местом, где Великая впадает в Псковское озеро. Не смотря на то, что место захоронения Яхонтова известно точно, его могила до сих пор не найдена...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru