- Эту печальную историю я узнала от одной своей знакомой, - рассказывает Галина Васильевна. - Женщина откуда-то из центра России приехала поклониться памяти своего деда, который находился в лагере для военнопленных Дулаг-372 на улице Юбилейной. Увиденное ее шокировало. На месте концлагеря, где приняли смерть 75 тысяч человек, выстроен огромный микрорайон, а памятник находится в плачевном состоянии. Я сама малолетний узник, и мне особенно больно видеть, как вычеркивают и в буквальном смысле слова зарывают в землю память о погибших воинах. Они при жизни побывали в аду, но надругательство продолжается и после их смерти.
Мы встретились в Галиной Прокофьевной и вместе отправились искать воинское захоронение. Оказалось, так сразу его и не приметишь. Скромный памятный знак из гранита надежно спрятан за металлическим забором. На горизонте виднеются новостройки военного городка. В нескольких метрах - ямы, щедро приправленные мусором. Судя по запаху, прохожие не утруждают себя поисками общественного туалета, и прямо здесь справляют нужду. В общем эта братская могила совсем не похожа на уголок памяти и скорби. Отхожее, гиблое место, - только и всего. И только три сиротливых кустика, посаженных на клумбе рядом с памятником, и засохшие цветы у подножия обелиска, свидетельствуют о том, что память о жертвах войны еще жива.
Говорят, активисты местной организации малолетних узников, узнав о состоянии захоронения, накануне 9 Мая привели его в порядок. А вот коммунальщикам, судя по всему, дела до памятника нет никакого.
- Я понимаю, дома построены, тут уже ничего не сделаешь, - признает Галина Васильева. Хотя во всех развитых странах на таком месте сажают деревья, а не выстраивают жилые микрорайоны. Выделили бы хоть одно местечко, где бы можно было почтить память погибших, как это сделали в Крестах и Песках. А здесь, между прочим, народу погибло больше, чем там. И такое скорбное место находится в запустении много лет. Это просто возмутительно!
Члены правления городского совета ветеранов об этой проблеме знают и возмущены не меньше Галины Прокофьевны. Но сделать они ничего не могут. Никто не давал им полномочий распоряжаться землей, а также разрешать или запрещать строительство. К сожалению, получить комментарии от городских чиновников нам так и не удалось. Все запросы отправляются через пресс-службу в письменном виде, а ждать отклика «согласно закону» придется не менее месяца. Одна надежда на депутата городской Думы Александра Копылова, который после разговора с Галиной Васильевой направил депутатский запрос исполняющему обязанности главы администрации Пскова. Надеемся, представитель законодательной власти получит ответ быстрее, чем журналисты «Псковской провинции». Пока же из неофициальных источников нам стало известно, что к 23 июля городские власти обещали привести в порядок все воинские захоронения. В том числе и то, которое иначе, чем гиблым местом, пока не назовешь. Впрочем, это только полдела. Вопрос о законности строительства на месте воинского захоронения по-прежнему остается открытым. Хочется верить, что ненадолго...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru