На одном из них - ТЛТ «Убылинский» - под его руководством прошло совещание, в котором приняли участие руководители Администрации области, Псковского областного Собрания депутатов, силовых структур, первый заместитель председателя комитета по транспорту Государственной Думы РФ Михаил Брячак, начальник Северо-Западного таможенного управления ФТС России Назип Галикеев, заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Николай Мельников и другие участники внешнеэкономической деятельности.
Губернатор Андрей Турчак отметил важность того факта, что знакомство с нашей областью
полпред Президента начал не со столицы региона, а с приграничной территории, поскольку транспортно-логистический сектор является локомотивом развития экономики области.
- Псковская область представляет исключительный интерес как транзитный регион, и одним из обязательных условий ее развития является обустройство государственной границы, - подчеркнул Николай Винниченко.
В рамках федеральной концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, на территории нашей области два года назад было заявлено 8 инвестиционных проектов по строительству таможенно-логи-стических терминалов в приграничных районах. В реализацию 5 проектов уже вложено более 2,5 млрд рублей. Администрацией Псковской области с каждым из инвесторов было также подписано еще и социальное соглашение по строительству жилья, детсада, приобретению транспорта для учреждений здравоохранения. Скорость их выполнения во многом связана с экономической эффективностью проектов.
Однако полностью готовые к эксплуатации ТЛТ, расположенные вблизи «Убылинки» и других МАПП, на сегодняшний день не загружены, хотя потенциал терминалов позволяет обрабатывать всю номенклатуру товаров, следующих в Россию. Так, при пропускной способности 300 транспортных единиц на ТЛТ «Убылинский» в день проведения совещания находилось всего 45 автомашин. По словам Евгения Глушанкова, директора ТЛТ «Терминал М9», который построен рядом с МАПП «Бурачки» в Себежском районе, у них складывается аналогичная ситуация: возможности терминала используются всего лишь на 15%.
Губернатор Андрей Турчак сформулировал основные причины, которые тормозят дальнейшее развитие транспортно-логистических комплексов в приграничных районах Псковской области. В первую очередь на всех ТЛТ не хватает штатных единиц таможенных органов. Их численность приблизительно в 10 раз меньше существующей потребности. Несмотря на неоднократные обращения и заявки в ФТС, решить кадровую проблему до сих пор не удается.
Глава региона также обратил внимание на необходимость увеличения пропускной способности МАПП, так как на границе по-прежнему возникают огромные очереди. Он отметил, что при обсуждении проекта федеральной программы по обустройству госграницы на 2012-2020 годы планировалось реконструировать пункты пропуска в Псковской области. Однако в принятом на сегодня варианте программы остался только один - «Брунишево», который будет реконструирован в рамках международной программы «Эстония – Латвия - Россия».
Еще один «узкий» момент - неудовлетворительное состояние дорожной сети. Андрей Турчак сообщил, что Администрацией области подготовлено обращение в Министерство транспорта РФ с просьбой выделить дополнительные средства из Федерального дорожного фонда на ремонт подъездных путей к пунктам пропуска. Также требует ремонта мост через реку Кухва, без которого не сможет нормально функционировать один из самых современных и технически оснащенных МАПП «Лудонка».
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко сообщил, что по инициативе Министерства транспорта в рамках Петербургского экономического форума 22 июня состоится совещание по развитию логистической инфраструктуры Северо-Запада, и пригласил Андрея Турчака принять в нем участие, чтобы решить вопрос по ремонту приграничных дорог.
Начальник Северо-Западного таможенного управления ФТС России Назип Галикеев привел такие цифры: если в 2009 году на границе проходило таможенное оформление 11% грузов, то сейчас 34%. Он считает, что до конца текущего года этот показатель должен увеличиться до 40-45%. Однако все участники внешнеэкономической деятельности, присутствующие на совещании, выражали опасения по поводу приостановки данного процесса. После посещения ТЛТ на МАПП «Убылинка» к этому мнению пришел и полпред Президента.
- Ход реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к границе, нас не может удовлетворить, - сказал Николай Винниченко.- Проблемы слабой загруженности терминалов существуют не только в Псковской области, но и в других регионах Северо-Запада. Совместно с руководством Федеральной таможенной службы РФ мы проведем по этому вопросу совещание. Возможно здесь, на «Убылинке» или в Себеже.
Он подчеркнул, что усилия руководства региона направлены на динамичное развитие субъекта и участие Псковской области в реализации Федеральной таможенной концепции на сегодняшний день принесло свои положительные результаты. Благодаря участию частного бизнеса, обустраивается приграничная территория, создаются новые рабочие места, повышается инвестиционная привлекательность региона.
Николай Винниченко заверил, что Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО проанализирует причины проблем, возникших при реализации Федеральной таможенной концепции, и все вопросы, которые обсуждались в ходе совещания, в ближайшее время будут поставлены перед руководством Федеральной таможенной службы и другими федеральными структурами, связанными с обустройством границы.
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru