Анастасия вместе с мамой Ольгой Владимировной, преподавателем истории Москвинской школы и научным руководителем многих своих работ, стала расспрашивать знакомых. Те рассказали, что на месте строящейся часовни в Русски некогда находился храм Космы и Дамиана, взорванный немцами в годы Великой Отечественной войны.
Местная жительница Евгения Ивановна Вихрова указала на остатки каменного фундамента, а строящие часовню жители деревни Ореховичи Анатолий Дворецкий и его сын Олег сказали, что часть фундаментных валунов были использованы ими при новом строительстве. Юная исследовательница произвела замеры сохранившихся северной и восточной сторон фундамента. Дальше исследование пошло по двум направлениям: поиск документов и опрос живых свидетелей существования храма.
В Государственном архиве Псковской области в клировой ведомости за 1914 год была найдена запись, подтверждающая, что найденный фундамент принадлежал храму. В описании, приведенном в документе, сказано, что церковь «зданием каменная, имеет квадратную четырехугольную форму с полукруглым алтарем и с одною в виде фонаря главою».
К сожалению, сведения о внешнем облике церкви в этом источнике весьма скудные: «Особенностей никаких не имеет. Стенами крепка. Колокольня кирпичная. На ней 5 колоколов». Не смогли пролить свет на этот вопрос и оставшиеся в живых старожилы. Многие за давностью лет позабыли, каким был храм и внешне, и изнутри. Не нашлось и случайных семейных фотографий из старых альбомов, где могла бы мелькнуть старая церковь.
Знаменательная встреча произошла во время работы в архиве. Случайно разговорились с сотрудницей Псковского музея-заповедника, которая сообщила, что колокол из храма погоста Русски находится в экспозиции в Поганкиных палатах. Анастасия пыталась установить дату постройки храма, и наличие на колоколе надписи: «Божиею милостию слит сей колокол 7111 Февраля 25 дня Колокол сей к Святым Чудотворцам Косме и Дамиане в Руски…», то есть в 1603 году от Рождества Христова облегчило задачу и позволило предположить, что к началу ХVII века храм уже существовал. В книге Натана Левина - автора сборника, посвященного истории церквей Псковского уезда - единственного издания, в котором Анастасии Яковлевой удалось найти краткую статью о храме Космы и Дамиана в погосте Русски - была найдена запись и о втором колоколе погоста Русски, отлитом, судя по сделанной на колоколе надписи еще раньше - в 1563 году.

Если точную дату постройки храма установить не удалось, то точную дату разрушения Анастасия узнала. Во время поиска воспоминаний земляков о трагических событиях ноября 1943 года она познакомилась с семейным архивом псаломщика церкви Пророка Ильи в деревне Добровитки. Он вел хронологические записи и описал поведение оккупантов: «…Немцы каждый день проезжали по деревням, бомбили окопы и зажигали всё, до последнего пука соломы, а народ от страха бежал в леса, кусты, ямы, кто где мог спастись. Русицкую церковь взорвали 24 ноября старого стиля, (5 декабря нового стиля), в воскресенье». По воспоминаниям Евгении Вихровой, в день, предшествовавший взрыву, фашисты вели на краю деревни бой с партизанами. Те отстреливались с колокольни. Фашисты искали партизан в деревне, поджигали дома, взрывали гурты с картошкой, а потом был взорван храм.
После войны деревня потихоньку опустела. Сейчас в ней постоянно живут два жителя, третья приезжает лишь на лето. Подобная участь постигла и многие соседние деревни, некогда составлявшие приход Русицкого храма. А ведь всего сто лет назад, согласно клировой ведомости прихода 1914 года, в нем было 284 двора и 2280 человек жителей.
В своей работе Анастасия написала: «Православие формировало национальный характер русских людей». Поэтому знаменательно, что сегодня на месте взорванного фашистами храма выросла новая часовня Космы и Дамиана. Возвели ее отец и сын Дворецкие на собственные средства, пожертвования жителей окрестных деревень, и благодаря поддержке друзей Олега, помогавших как деньгами, так и стройматериалами в память ушедшей в мир иной жены и матери.
- Мама была добрая и верующая, - говорит Дворецкий-младший, - и у нее была мечта: вновь увидеть на этом месте храм или часовню. Отец сказал: «Будем строить во имя Бога и в память матери».
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото автора.
В 1729г. При свящ-ке Аврамии Федорове при погосте Руски жители (два двора)- Павел Иванов, дети Стефан, его жена Матрона Калинкина, другой сын Амбросия... Того же погоста жители- Иуда Наумов с женой...и детьми Иван, сконч. 92 лет в 1757г.Моисей, Семен, Мирон. У Ивана дети Стефан, Аверкий р.1715-ск.42 л.в 1757г.Это мои предки в 11 покол.Их потомки живут в д.Зуево, Голубов, Пашкова, Димитрово ...
Раз есть клироая ведомость за 1914 год надо было написать и о священнике, который тогда служил. Это важная информация.
Мой дед Спекинский Николай служил священником в церкви Косьмы и Дамиана в Руссках с 1905г.по1912г.,там же умер и похоронен.Родился он в 1859 г. в семье священника соседнего Знахлицкого прихода, где служил священником в церкви Покрова Божьей Матери Спекинский Николай Иоанов его папа. После смерти моего деда вакансию священника в Руссках занял священник Овчинников Иоан Иоанович с1912гю по 1936г. Очень рад часовне в Руссках.
в погосте Русски много лет служил мой пра-прадед священник Алексий Иоаннович Яснецкий. в 1904 году было 50 лет его священства, ушел на пенсию, умер в 1919г.
Матушка Мария Михайловна урожденная Яснецкая была женой священника в селе Ясно Вячеслава Дворицкого (Дворецкого), дети - Борис 1907г.р.,Тамара 1910г.р.
К сожалению вместе с храмами пропали и книги с записями о семьях из этих мест! А потом революции войны опустошили села и деревни! Это так обидно!