Поскольку количество ребят, нуждающихся в таком учебном заведении стало возрастать, в 2007 году Администрацией области было принято решение увеличить количество учащихся с 30 до 80. Но для этого требовалось найти комплекс с необходимой инфраструктурой, соответствующей требованиям спецшколы. После длительного поиска выбор был сделан в пользу Невельского детского дома-школы имени В.П. Ставского. Спустя год там начала работать «Специальная общеобразовательная школа открытого типа».
САМОЕ СЛОЖНОЕ - ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО
В ней учатся дети со всей Псковской области, большинство - из города Пскова. Это мальчики и девочки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, имеющие условную судимость, употреблявшие алкоголь и психотропные вещества, занимавшиеся бродяжничеством. В основном это, конечно, дети из неблагополучных семей, которые лишены родительского внимания и зачастую не имеют нормальных условий для учебы и развития. Но есть и ребята, которые из-за отсутствия должного контроля со стороны взрослых , просто попали в плохую компанию. П одход к таким детям должен быть особым, поэтому, кроме обычной общеобразовательной программы, в школе разработана специальная система, позволяющая ребенку как можно быстрее интегрироваться в нормальное общество. Основные ее направления - медико-психологическая реабилитация, социальная и спортивно-оздоровительная адаптация, трудовая и музыкальная терапия.
- Самое сложное заключается в том, чтобы вернуть ребенка в мир детства, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Галина Ширкина. - В большинстве своем уже в 12 лет эти дети попробовали и испытали все «прелести» взрослой жизни. Мы стараемся сделать так, чтобы они вновь почувствовали, что окружены заботой и, главное, любовью. В классах школы обучается по 8-10 человек, в прошлом году, например, было всего два одиннадцатиклассника. Поэтому с каждым воспитанником работа проводится индивидуально.
Достаточно сказать, что на 100 учащихся приходится 126 специалистов - педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала. Ведь дети постоянно живут в школе, и только на каникулы их отпускают домой. Конечно, для ребят, которые раньше были предоставлены самим себе, поначалу довольно трудно привыкнуть к новому образу жизни, поэтому с каждым из них работает психолог, помогая быстрее адаптироваться в нормальном обществе.
Директор школы Александр Ширкин отмечает, что уникальность школы заключается как раз в уникальной возможности вырвать конкретного трудного подростка из той негативной среды и социума, а порой и деструктивной семьи, в которой он находился.
- В условиях круглосуточного проживания в учебном заведении и временной элементарной изоляции процесс психологической реабилитации, коррекции поведения и развития личности удается проводить наиболее эффективно, - считает он. - Вся эта работа направлена на конкретный результат. И как только мы видим, что в динамике развития ребенка появились положительные тенденции, тут же включается механизм его плавного возвращения в социум. В том числе посещение дискотек в микрорайоне, путешествие по области, экскурсии в другие города, самостоятельные выезды на выходные домой.
ЧТО ТАКОЕ СТАТЬ УСПЕШНЫМ?
А чтобы стать успешным, в школе разработана балльная система под руководством директора и заместителя директора по воспитательной работе Галины Ширкиной. В ее основе лежит поощрение ребёнка, что позволяет бывшему «плохишу» получать одобрение и похвалу взрослых. «Плюсы» он может заслужить за участие в соревнованиях, в общественной жизни школы, за работу на школьном производственном участке и другие дела. А минусы получает за драки, ненормативную лексику, низкие оценки по учебной программе. Потом все баллы складываются, и можно проследить негативную или положительную динамику развития ребёнка. Главная задача школы - развить у него ситуацию успеха, чтобы он почувствовал, что может стать лучше и всячески стремился к этому.
Школа активно практикует дополнительное образование, в рамках которого девушки приобретают первоначальные навыки шитья, вязания, вышивки, мальчики обучаются столярному делу, работают с металлом и деревом. Предусмотрена также довольно обширная культурно-массовая программа. Кроме традиционных мероприятий на 1 сентября, День учителя, Новый год, регулярно проводятся спортивные соревнования, дети ездят с концертными программами по району, участвуют во всевозможных конкурсах. Их жизнь очень насыщена событиями и делами, как в школе, так и за её пределами. Такой в принципе она и должна быть, чтобы подросток смог найти себя и почувствовать нужным в обществе.
Случается, что ребята сами обращаются в школу, когда у них возникают проблемы. Галина Ширкина рассказала, как к ним пришла 15-летняя девушка, имеющая на тот момент 4 класса образования. Ее родители рано умерли, и она оказалась предоставлена сама себе, не ходила на уроки. Но потом поняла, что учиться нужно, и за довольно короткий срок, благодаря интенсивной работе с педагогами, смогла окончить школу, поступить в институт, получить профессию менеджера. Сейчас она работает по специальности, собирается создать свою семью. И таких примеров много.
Администрация Псковской области уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы школы. На выделенные из областного бюджета средства приобретены медицинское оборудование, спортивное оснащение, сделан косметический ремонт. Здесь созданы максимально комфортные условия для проживания, включая наличие тренажёрного зала, оборудованного современными компьютерами класса и даже комнаты для релаксации, где с детьми занимается психолог. Благодаря финансовой поддержке властей, в школе создана домашняя обстановка: в холле стоят мягкие кресла, на стенах висят картины - поделки самих учащихся, на подоконниках много цветов. Сама атмосфера помогает ребятам изменяться. Когда они приезжают на каникулы домой, родители их просто не узнают: дети сами моют посуду, стирают свои вещи. Делают то, к чему уже привыкли в школе.
Невельское учебное учреж-дение представляет собой новый формат социального контроля, в основу которого положена философия развития личности и психопрофилактика. Надо отметить, что лишь 3-5% детей, прошедших здесь реабилитацию повторяют правонарушения, что очередной раз доказывает высокую результативность деятельности школы. Единственной школы на всем Северо-Западе, где знают, как вернуться в беззаботное детство.
Ирина КАПЛАН.
province@pskovline.ru
да это школа супер но это понемаеш не сразу
Все это внешняя сторона,а знают ли люди внутреннюю. В школе в полный ход идёт дедовщина, старшеклассники заставляют " новеньких" и тех,кто слабее стирать носки, накладывают свои " штрафы"( и суммы немаленькие). Учителя на все закрывают глаза, даже когда их в открытку посылают. Во время урока никакой дисциплины, только хохот и мат.
С трудными подростками именно так и нужно поступать. Они вообще никого не уважают . Именно трудотерапия и поможет . В нормальной школе этим подросткам нечего делать.Дома родителей не слушают хотят взрослой жизни вот и пусть на своей шкуре испытают .А Так хохот и мат я слышу в парках где с маленькими детьми гуляют.
Это дети богатых родителей, которые сами же их испортили, я сам из этого города и знаю тех кто там работает. Такой бред не присниться и в кошмарном сне, но за подачки от родителей персонал терпит всё. А начальство делит между собой самые "жирненькие" подачки.
Кого там возвращать в детство? Подходит ночью 14-тилетняя к видеокамере и начинает мастурбировать, а видит это только охрана. Могут в коридоре накакать. А персоналу запрещено матом ругаться. Вы хотите оплачивать их содержание? Вам под дверь БОМЖ кучку навалит, что вы сделаете? Позовёте к себе, помоете, всю одежду перестираете? Хотя Бомж в этом больше нуждается, за него заступиться некому, а за этих есть. Так, что вот так, деньги решают все!
И ещё! В городе Псков была подобная организация, в 10 раз больше этого нашего дурдома, называлась Экспериментальный Школьный Комплекс "Подросток". Так вот там действительно всё было поставлено (за некоторым исключением, конечно, но не с таким бардаком), а это, просто жалкое подобие.
Как же противно читать такой бред.
лююди выы что это школа нормальная сама в ней учусь и педагоги отличные и воспитатели я тоже была наслышана а приехала и поняла всё не так и уж плохо
Полин,я твою мать ебал. я учился там 2 года,и что то я не заметил там НИЧЕГО ХОРОШЕГО