Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:23

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №38 (9583), 26/09/2012

Русские и сето: одна земля, общая история

Печорский район Псковской области в этнографическом отношении достаточно своеобразен. Не одну сотню лет здесь жили рядом русские, эстонцы и сето, переживали одни и те же исторические и политические события, перенимали друг у друга обычаи и обряды.

Не случайно тема, с которой председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» (ЭКОС) Хелью Маяк выступала на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов, проходившем 5 по 7 сентября, звучала как «Русские и сето: одна земля, общая история». И так же названа новая экспозиция, открывшаяся в канун празднования 1150-летия основания Изборска в Государственном историко-архитектурном природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск».

- На конгресс финно-угорских народов в венгерский город Шиофок на Балатоне приехали 22 делегации, не было только представителей ливов. Участвовали около 600 человек. Из народа сето было три представителя: двое от Эстонии и я одна от России. В работе конгресса принимали участие три президента - Эстонии, Финляндии и Венгрии. С российской стороны были министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и заместитель министра регионального развития Максим Травников, руководители Республики Коми и других регионов. Тема конгресса - «Язык и народ» активно обсуждалась его участниками. Все пришли к выводу, что языку малые народы могут обучиться только в домашнем кругу. Того, что преподают в школе, детском саду, часто недостаточно, хотя это тоже необходимо. В то же время говорилось о том, что многим нашим народам нужно шире использовать финно-угорские языки в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях. В принятой на конгрессе резолюции сказано, что необходимо «воспитывать уважение к культурному наследию наших народов, содействовать его сохранению с целью передачи последующим поколениям», «совместно с институтами государств и регионов сосредоточиться на конкретной помощи уязвимым народам и диаспорам, в том числе через различные государственные программы, а также активизировать приграничное сотрудничество в регионах проживания финно-угорских народов». Я выступала на секции «Культура» по вопросу «Русские и сето - одна земля, общая история». Показывала много фотографий - была подготовлена специальная презентация. И начинала свое выступление с того, что мы вместе строили российское государство. Как говорит наша история, сначала на территории, где сейчас проживают сето, жили финно-угры, потом заселились славяне-кривичи. Они объединились, и начало российской государственности, 1150-летие зарождения которой отмечалось недавно в Изборске, было двух народов - финно-угорского и славянского.

Хелью Маяк участвует в таких конгрессах не первый раз. Какой опыт для своей организации она привозит оттуда?

- На секциях очень много говорится о том, что люди делают, чем занимаются, - объясняет председатель Этнокультурного общества народа сето, - и это в дальнейшей работе очень пригодится, я считаю. У кого-то есть, например, программа, по которой учат, как печки в старину клали. Пишут проекты, получают средства, обучают людей и возрождают свое ремесло. Общение вообще всегда очень многое дает. И мы видим, что еще не все делаем из того, что делают другие, и что могли бы делать.

В Эстонии в прошлом году была издана первая азбука сето, записанная латиницей. Ведь письменности у этого народа не было, и вся история передавалась лишь устно: через песни и сказания. Так, может, сето ближе к эстонцам, чем к русским? Этот вопрос мы задали начальнику исторического отдела музея-заповедника «Изборск» Алене Черноморовой.

- Здесь надо принимать во внимание исторические факторы. В 20-х–40-х годах прошлого века, когда территория Печорского района входила в состав Эстонской Республики, всех сето сами эстонцы эстонизировали. Сето ходили в эстонские школы, изучали эстонский язык. Язык сето, как таковой, не признавался. Сейчас одни и те же слова на языке сето и по-эстонски пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Устную речь сето, как я замечала, эстонцы понимают 50 на 50. Как пишут во всех изданиях, язык сето - это выруский диалект. Но в Выру он уже не существует. А с русским народом сето связывает православная вера. Будучи крещёными в православие в ХVI веке, сето были даже более религиозными, чем многие русские. Вот иногда говорят: вы всё о сето, а русских забыли. Русские действительно очень многое расплескали, потеряли. А сето - маленький народ, который сумел сохранить свою самобытность, донести ее до наших дней, его надо беречь. Потому что многие ученые и прошлого столетия, и современные, по обе стороны границы - в России и в Эстонии -отмечают, что нужно изучать сето, потому что они сохранили обряды, которые были на этой территории. То есть это народ, который впитал в себя какие-то вещи и финской, и славянской народностей. Получилась такая уникальная смесь. Ученые видят у сето и древние, забытые нами славянские обряды и те, что были у древних эстов. Песни, сказки, язык, - то, что они сохранили до наших дней. Они сохранили свой костюм. А в быту в ХХ веке их дома и дома русских не отличались. Русские печи стояли и у тех, и у других. Отличие было в одежде, в узорах полотенец, которые представлены в новой этнографической экспозиции в доме купца Шведова в Старом Изборске и музее-усадьбе сето в деревне Сигово. И это только начало, экспозиция будет развиваться и дополняться.

Виктория ПАВЛОВА.

pva@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков