
Не случайно тема, с которой председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» (ЭКОС) Хелью Маяк выступала на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов, проходившем 5 по 7 сентября, звучала как «Русские и сето: одна земля, общая история». И так же названа новая экспозиция, открывшаяся в канун празднования 1150-летия основания Изборска в Государственном историко-архитектурном природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск».
- На конгресс финно-угорских народов в венгерский город Шиофок на Балатоне приехали 22 делегации, не было только представителей ливов. Участвовали около 600 человек. Из народа сето было три представителя: двое от Эстонии и я одна от России. В работе конгресса принимали участие три президента - Эстонии, Финляндии и Венгрии. С российской стороны были министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и заместитель министра регионального развития Максим Травников, руководители Республики Коми и других регионов. Тема конгресса - «Язык и народ» активно обсуждалась его участниками. Все пришли к выводу, что языку малые народы могут обучиться только в домашнем кругу. Того, что преподают в школе, детском саду, часто недостаточно, хотя это тоже необходимо. В то же время говорилось о том, что многим нашим народам нужно шире использовать финно-угорские языки в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях. В принятой на конгрессе резолюции сказано, что необходимо «воспитывать уважение к культурному наследию наших народов, содействовать его сохранению с целью передачи последующим поколениям», «совместно с институтами государств и регионов сосредоточиться на конкретной помощи уязвимым народам и диаспорам, в том числе через различные государственные программы, а также активизировать приграничное сотрудничество в регионах проживания финно-угорских народов». Я выступала на секции «Культура» по вопросу «Русские и сето - одна земля, общая история». Показывала много фотографий - была подготовлена специальная презентация. И начинала свое выступление с того, что мы вместе строили российское государство. Как говорит наша история, сначала на территории, где сейчас проживают сето, жили финно-угры, потом заселились славяне-кривичи. Они объединились, и начало российской государственности, 1150-летие зарождения которой отмечалось недавно в Изборске, было двух народов - финно-угорского и славянского.
Хелью Маяк участвует в таких конгрессах не первый раз. Какой опыт для своей организации она привозит оттуда?
- На секциях очень много говорится о том, что люди делают, чем занимаются, - объясняет председатель Этнокультурного общества народа сето, - и это в дальнейшей работе очень пригодится, я считаю. У кого-то есть, например, программа, по которой учат, как печки в старину клали. Пишут проекты, получают средства, обучают людей и возрождают свое ремесло. Общение вообще всегда очень многое дает. И мы видим, что еще не все делаем из того, что делают другие, и что могли бы делать.
В Эстонии в прошлом году была издана первая азбука сето, записанная латиницей. Ведь письменности у этого народа не было, и вся история передавалась лишь устно: через песни и сказания. Так, может, сето ближе к эстонцам, чем к русским? Этот вопрос мы задали начальнику исторического отдела музея-заповедника «Изборск» Алене Черноморовой.
- Здесь надо принимать во внимание исторические факторы. В 20-х–40-х годах прошлого века, когда территория Печорского района входила в состав Эстонской Республики, всех сето сами эстонцы эстонизировали. Сето ходили в эстонские школы, изучали эстонский язык. Язык сето, как таковой, не признавался. Сейчас одни и те же слова на языке сето и по-эстонски пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Устную речь сето, как я замечала, эстонцы понимают 50 на 50. Как пишут во всех изданиях, язык сето - это выруский диалект. Но в Выру он уже не существует. А с русским народом сето связывает православная вера. Будучи крещёными в православие в ХVI веке, сето были даже более религиозными, чем многие русские. Вот иногда говорят: вы всё о сето, а русских забыли. Русские действительно очень многое расплескали, потеряли. А сето - маленький народ, который сумел сохранить свою самобытность, донести ее до наших дней, его надо беречь. Потому что многие ученые и прошлого столетия, и современные, по обе стороны границы - в России и в Эстонии -отмечают, что нужно изучать сето, потому что они сохранили обряды, которые были на этой территории. То есть это народ, который впитал в себя какие-то вещи и финской, и славянской народностей. Получилась такая уникальная смесь. Ученые видят у сето и древние, забытые нами славянские обряды и те, что были у древних эстов. Песни, сказки, язык, - то, что они сохранили до наших дней. Они сохранили свой костюм. А в быту в ХХ веке их дома и дома русских не отличались. Русские печи стояли и у тех, и у других. Отличие было в одежде, в узорах полотенец, которые представлены в новой этнографической экспозиции в доме купца Шведова в Старом Изборске и музее-усадьбе сето в деревне Сигово. И это только начало, экспозиция будет развиваться и дополняться.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru