Именно о таких говорят: «Где родился, там и пригодился». Вместе с хозяйством прошла огонь, воду и череду переименований и реформирования 90-х годов.
- В 1976 году, когда я начинала бухгалтером, в совхозе работали больше 200 человек. На момент реорганизации в 1992 году, когда людей стали наделять земельными паями, количество занятых сократилось до 90 человек, сегодня в кооперативе всего 17 работников, - говорит Вера Васильевна.
- Я и сейчас с радостью приняла бы на работу доярок и механизаторов, но выполнять тяжелую физическую работу за 4-5 тысяч в месяц захочет и сможет далеко не каждый. А в летнее время хозяйство проигрывает лесу, куда сельские жители устремляются за ягодами и грибами в поисках дополнительного заработка.
Сложные 90-е оставили на хозяйстве весьма ощутимый след - вынуждены были резко снизить поголовье. Для того чтобы жить: платить зарплату, покупать горючку, корма и запчасти, не нашлось другого способа, как вырезать скот. Строительство не велось, техника не приобреталась. Только в последние несколько лет хозяйство смогло собраться с силами и обзавелось новым прессом, роторной косилкой для заготовки сена. На сенаж и силос даже не замахиваются – нет техники. Поэтому силосные ямы пустуют. В прошлые годы с заготовкой сенажа в упаковке и силоса помогали более сильные соседние хозяйства - за соответствующую оплату. Но после того как и у тех начались трудности, меню лопатовских буренок составляют преимущественно сено и пивная дробина.
О кредитах - даже в случае крайней нужды, задумываться не стоит, потому что хозяйство - проблемное. Иной раз на выручку может прийти молокозавод, предоставив заемные средства в счет оплаты будущих поставок молока. Но закупочная цена на молоко у людей, которые с утра до ночи работают с коровами, вызывает противоречивые чувства. Летом молоко реализовывали по 8 рублей, в сентябре цена литра молока увеличилась до 10 рублей, а с 1 ноября - еще на 30 копеек. При том, что в магазине молока дешевле 30 рублей уже не бывает. Сравните: за каждый литр льготного (!) топлива, без которого сена не накосишь, кооператив выкладывал в этом году по 22 рубля, обычная цена уже поднялась до 30 рублей.
Стараются в «Загорье» соответствовать и все более жестким предъявляемым требованиям к качеству молока, но какими усилиями это дается! Для сбора продукции в хозяйстве до сих пор используется не линия молокопровода, а 40-литровые бачки, которые доярки носят вручную. Единственным благом называют охладитель, за счет которого животноводы имеют возможность реализовать молоко первым сортом. До высшего, говорят, при таких условиях уже не дотянуться. Возраст большей части работников - около 40 лет. Периодически хозяйство испытывает острую потребность в рабочих кадрах, но решить ее - проблема. Минувшим летом на помощь пришли пациенты местного реабилитационного центра, два человека в течение нескольких месяцев пасли стадо. За работу с пастухами предприятие рассчиталось коровой...
Вера Васильевна признается, что десятки лет работы в сельскохозяйственном предприятии принесли ей бесценный опыт. И что сегодня она, пожалуй, не смогла бы заменить разве что только ветеринара. Выполнить функции других специалистов - агронома, инженера, зоотехника, сложности не составит. На вопрос же о будущем хозяйства «Загорье» отвечает, что перспектива зависит в первую очередь от закупочной цены на молоко, а также от стоимости электроэнергии, запчастей, горючего... И еще - от кадров, которые, как известно, решают все.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Фото Александра МИЛЬКИ.
Да уж, расейская экономика во всей красе!.. Помнится, в мои молодые годы молоко в Питере в магазинах продавалось летом по 22 копейки, а зимой - по 28. Проезд же в метро и автобусе стоил тогда 5 копеек. Сейчас же проезд в метро стоит 2700 копеек, то есть - подорожал в 540 раз, а проезд в автобусе стоит 2300 копеек, то есть дороже в 460 раз. В среднем же цены поднялись в 500 раз. Если следовать этой дорожкой, то молоко летнее должно продаваться в магазине по 110 рублей, а зимнее - по 140. Закупочные цены, само собой, должны быть поменьше... Но не до такой же степени, когда в пересчёте с индексом "500" по *хрущёвско-брежневским ценам* получается, что мужики сдают молоко по цене 1,6 - 2 копейки за литр, практически - за два копобка спичек!!! Это - прямое убийство сельского хозяйства, а, значит, и русской деревни, русского мужика и, в конечном счёте, Великой Руси. Господи, помоги! На Тебя одна надёжа!