Алексей стал лучшим школьником в России, из числа выступавших в подсекции «Литературоведение». По признанию юноши, он с раннего детства любил читать, но особый интерес к литературе возник в 15 лет.
- В этот период в моей жизни, даже сам пытался «творить». Впрочем, кто не пытался писать в 15 лет, - улыбается Лёша.
Беллетриста пока из него не вышло. Но школьные учителя, видя рвение талантливого молодого человека к литературе, предложили заняться творчеством другого рода - научным. Идейным вдохновителем, открывшим для Алексея интересный и «затягивающий» мир литературоведения, стала профессор кафедры литературы Псковского государственного университета Илона Мотеюнайте.
- С Илоной Витаутасовной было очень легко и приятно работать, она много помогала, давала нужные советы, исправляла ошибки. Как и многие молодые люди, я иногда бываю достаточно ленив, вот ей и приходилось периодически меня «подталкивать». К тому же, именно Илона Витаутасовна, предварительно осведомившись о моих литературных интересах, предложила тему работы – «Соносфера (то есть звуковая сфера) романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», - рассказывает Алексей Дмитриев.
Кстати, о литературных интересах. Любимые произведения одиннадцатиклассника, помимо «Преступления и наказания», - роман Замятина «Мы», «Мастер и Маргарита» Булгакова, «451 градус по Фаренгейту» американского писателя Рэя Брэдбери. Но юноша признается, что Брэдбери – скорее, исключение в списке его пристрастий, он куда больше чтит русскую классическую литературу. Старается быть в курсе и отечественных, и зарубежных новинок, но принимает далеко не все из них. Любимые поэты – Пушкин и Маяковский.
- Наверно, в таком выборе проявляется некая противоречивость, - пожимает плечами Лёша и рассказывает о своих действительно несколько противоречивых, на первый взгляд, увлечениях. Он тяготеет к иностранным языкам - хочет стать переводчиком с романских языков, считая, что «лишь поняв язык, можно понять народ». Он с интересом относится к биологии, увлекается физикой, испытывает страсть к психологии. Он общительный и веселый, он спортсмен-любитель. И как это все уживается в Алексее, живущем еще и в мире книг? Впрочем, разве в этом противоречие? Скорее, разносторонность. Как и у главного героя любимого и уже два года тщательно изучаемого им романа Достоевского. У Лёши тоже есть своя теория жизни - к счастью, даже отдаленно не копирующая теорию Раскольникова:
- Нужно поддерживать «в форме» не только тело, но и душу, мысли, о чем многие сегодня забывают. Нужно самому искать ответы на вопросы, доказывать, находить, пусть даже ошибаться – но не уходить в «цитацию», не прятаться за словами мудрецов. Нужно, наконец, жить не только в соответствии с разумом, но и с сердцем. Именно оно, порой, подсказывает куда более правильные, пусть и, казалось бы, не подчиненные логике решения. Стараюсь так и жить, хотя, конечно, разум иногда бунтует.
Впрочем, с другой стороны, если и бунтует, значит, есть, чему бунтовать. Приятно беседовать со старшеклассником, который знает, чего хочет от жизни и знает, как этого достичь. Победа в конкурсе такого масштаба может обеспечить юноше поступление на филологическое отделение Высшей школы экономики в Москве. Но Леша, кандидат на золотую школьную медаль, планирует покорение главного вуза страны:
- Скажу честно: филологам у нас «не развернуться». По опыту Илоны Мотеюнайте знаю, что у нас на филфаке очень сильные преподаватели, но знания, которые может дать факультет, здесь, к сожалению, не очень востребованы...
Наталия ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Так, к сожалению, и получается: одаренные школьники редко остаются в родных регионах и рвутся в большие города. А что же регионы? Что же Псковская область, Псков? Так спокойно и будут смотреть, как вскормленные здесь таланты уезжают освещать своей одаренностью столицы и другие страны?