
Что за времена настали. Ничего толком сделать не могут, постоянно кто-то должен стоять над душой, чтобы контролировать каждый шаг. Без контроля и спутники падают, и ракеты не летят... Только в наших краях в прошлом году и проектный скандал с реконструкцией набережной Великой, и самоуправство по сносу Дома причта в Старом Изборске. Если крупные проекты в стране ведут так халатно, то, что говорить об остальных «мелочах»: крыши капитально отремонтируют - начинают течь после первого дождя, асфальт положат - через полгода он вновь в ямах, помещение отремонтируют - вскоре оно плесенью покрывается. Не заметишь - упрут миллион другой. Старые трубы покрасят и положат вместо новых. Почему же мы ничего не можем сделать без контроля?
Вслушиваюсь-вслушиваюсь и никак не могу услышать некогда сакраментальную фразу «сделано на совесть». Честно говоря, эти слова давно можно было бы применять, как знак надежности, его могли бы ставить на готовых изделиях или объектах, если люди, организации ручаются за сделанное, за произведенное, отдавая в залог свою совесть. Не применяется. Да и слова эти даже устно теперь редко услышишь. В тех единичных случаях, когда дядю Васю, дядю Вову, дядю Сашу, тётю Веру передают с рук на руки, как мастеров, после которых поездит, постоит, послужит. Но как нам во всей стране, в области, в городе воспитать этих «дядей Вась», которые с совестью, которые на совесть? Вопросище? Вот, скажите, почему при работах на набережных Великой и Псковы ответственные лица сами не могут подумать, что оставшиеся в ходе работ отходы строительных материалов, где и куски арматуры, бетона, металлической сетки, камни и прочее, нужно вовремя прибрать, убрать из-под снега, вывезти. Ведь приближающееся весеннее половодье может легко смыть все это хозяйство в реку. И куда унесет течением и льдом - предсказать невозможно. Вполне вероятно, что всё осядет, затормозится в прибрежной части реки, там, куда летом ничего не подозревающие граждане придут купаться. Куда прибегут дети. И легко может так статься, что кто-то из отдыхающих проколет себе ногу, живот, шею, пробьет голову. Ищи потом - откуда что взялось. Половодье уже вот-вот, а неравнодушные граждане в Пскове всю минувшую неделю «били в набат», пытались привлечь внимание строителей, властей, журналистов. Кажется, заметили. Чиновники обещают, что строители обязательно все уберут до наступления большой воды и ледохода.
Так, что же за система координат такая сложилась, что нам нужно помимо тех, кто делает что-то, иметь армию контролирующих организаций, учреждений, контролеров, которых будет ничуть не меньше чем тех, кто работает? Но тогда, кто будет контролировать этих самых контролеров?
Чем плодить контролеров, не лучше ли все-таки как-то возвращать методику воспитания совести. Написал, и сам понимаю насколько трудновыполнимая задача. Если двадцать лет на такое понятие, как «совесть» не обращать никакого внимания, то теперь начинать нужно со словаря. Вот в толковом словаре у Ушакова, 1940-го года выпуска - что весьма важно, поскольку характеризует период: «Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение». Однако тревожной кошкой скребется та мысль, что методики воспитания совести и совестливых граждан у нас уже потеряны.