Взрыв был такой силы, что его услышал глава Краснопрудской волости Анатолий Зуев, будучи в 12 километрах от места трагедии. Значения не предал, подумав, что военный самолет преодолел звуковой барьер. Вскоре ему позвонили на мобильный телефон и сообщили, что подорвался человек… Вместе с медиком Анатолий Георгиевич первым оказался у бездыханного тела мужчины. Через пару дней он вернулся на место трагедии с журналистом «Псковской провинции».
Вначале мы ехали на «шестерке» по пыльной грунтовке, потом три километра шли пешком по дороге, идущей в никуда, через поля и лес. Во время войны в этих краях проходила «Линия Пантеры». Профили окопов, землянок, блиндажей до сих пор хорошо сохранились. По словам главы волости, одна семья нашла через Интернет место захоронения своего деда - сапера, погибшего здесь во время войны. Она приехала весной отдать ему дань памяти, когда еще не было травы. Увидев окопы, остатки разорвавшихся снарядов, погнутые стволы орудий - люди были просто ошарашены...
На месте деревни Рогово, располагались позиции Советской армии. Далее шла нейтральная полоса, а дальше укрепленная «Линия Пантеры», которую наши пытались взять полгода. Глава волости попросил внимательно смотреть под ноги - на песчаных горках кишат змеи. Узнав, что я не обработал одежду спреем от клещей, Анатолий Георгиевич покачал головой. В этих местах появились энцефалитные твари… По словам проводника, здешние края облюбовали «черные копатели» со всего Северо-Запада. Копают с ранней весны до глубокой осени… Весной, чтобы лучше видеть позиции, копатели поджигают траву, в огне погибают заброшенные сады. За много лет они накатали машинами дорогу. По сей день здесь столько всего осталось в земле, что еще лет на пятьдесят копки хватит. Снаряды, мины, оружие разбирают на месте или увозят с собой.
Вот мы и пришли… У дороги воронка длиной 1,5 метра, шириной 1,2 метра и глубиной более пятидесяти сантиметров. Там, где лежало тело мужчины, до сих пор в траве просматривается нечто, вроде черного силуэта.
- Когда мы приехали с медиком, около дороги валялись лохмотья одежды, - вспоминает Анатолий Зуев. - Метрах в 10-12 от воронки вниз лицом лежал человек. Один сапог у него был снят. Одежда на нем была потрепанная, черная… Метрах в 15-20 нашли рюкзак. В стороне от него лежали два заржавевших, длинных снаряда. Я прикинул в уме, какой же силищи должен быть взрыв, чтобы сделать такую воронку в сухом, плотном грунте, да еще откинуть человека на такое расстояние. Жена погибшего сказала, что они собирали землянику. Я видел в ведерке литра два ягод. Места здесь ягодные…
На месте подрыва мы подобрали несколько осколков, толщиной более сантиметра и острых, как бритва, от взорвавшейся мины (снаряда?). На обратном пути я переговорил с жителями деревни Горбово. О «черных копателях» они рассказывали неохотно - боятся. Но признались: местные и дачники копательством не промышляют. В деревне Гостилы, где семья погибшего имела дачу, смерть стала потрясением для ее жителей.
- Парень он хороший был. Не пил. Вот, крышу перекрыл в доме. В огороде – порядок у них, трава вокруг вся скошена. Всем очень жаль его, - сказала Валентина Иванова.
Старший следователь Псковского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Псковской области Владимир Евлампиев пояснил, что пока нет результатов экспертизы, нельзя сказать, какой именно боеприпас взорвался. Да, метрах в пяти от рюкзака лежали реактивные противотанковые мины, наподобие, современных РПГ, но это ни о чем не говорит. (Предположительно это боеприпасы кумулятивного действия к немецким противотанковым ружьям «Офенрор» или «Панцершрек», для поражения танков на расстоянии до 150 метров. - Авт.) Лопаты и миноискателя не обнаружено.
Председатель Псковской областной военно-патриотической поисковой организации «След «Пантеры» Геннадий Корольков убежден - сам по себе боеприпас не взорвется. Для этого с ним нужно, что-то делать.
По моей просьбе «черный копатель» К. изучил воронку от взрыва и осколок боеприпаса:
- Это не совсем воронка - она всегда круглая. Первоначально это был раскоп. А вот «закопушки» - маленькие ямки, из которых достали нечто металлическое, имеющиеся поблизости от воронки, несвежие. Судя по краям и растительности внутри, они сделаны максимум в прошлом году, минимум весной, когда еще не было травы. Детонация была сильной, снаряд не вымочен в воде. Внутри он был герметичен, снаружи сохранность плохая. Детонация вызвана не огнем - боеприпас не жгли на костре. Удивляет, почему он взорвался. Если на него встать или просто вертеть в руках - последствий не будет. При умелом и аккуратном обращении его можно даже распилить пополам. Это однозначно не кумулятивный снаряд. Он не создает осколков. Это был немецкий гаубичный снаряд калибра 105 мм с раздельным заряжанием. Отсутствие миноискателя и лопаты ни о чем не говорит. Мы в один день находим боеприпасы, поднимаем их, прикапываем. На другой - чего-нибудь делаем с ними. В этот день нет смысла таскать с собой лопату и металлоискатель. Достаточно плоскогубцев, ключей и разных железяк. Я не делаю макеты боеприпасов на продажу, не собираю взрывчатое вещество. Моя стихия - положить находку в костер, чтобы бабахнуло. По размеру воронки я могу судить о мощности взрывного устройства. Здесь взорвалось, что-то очень мощное.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.
В ТЕМУ
Анатолий ЗУЕВ, глава администрации «Краснопрудская волость»:
- Я добиваюсь широкомасштабного, глубокого разминирования нашей волости еще с 1990 года. Своими глазами видел карту с обозначением контуров минных полей. Они по сей день не разминированы. В 1944 году для разминирования призвали 16-летнюю молодежь. Ценой жизни местных жителей очистили дороги и поля. Этим ограничились. В 90-х годах сотрудники военкомата выезжали на место, но так никто ничего и не предприняли. А далеко ли до беды? В 2000-х, у нас горели болота. Началось самопроизвольное разминирование огнем. Так грохотало… Осколки в деревню залетали, хорошо никто не пострадал. Нужно еще учесть, что на минных полях вырос лес. Многие в волости живут тем, что заготовляют дрова на продажу. Кроме того, придет инвестор и решит купить землю. А кому же она нужна - с минными полями? Такая беспечность, когда-нибудь нам выйдет боком. Ведь, терроризм никто не отменял. Все прекрасно понимают, что копается для продажи…
Тема поднята очень важная. Отголоски войны еще долго будут давать о себе знать. Нужен закон о поисковиках. Настоящие поисковики делают очень нужное дело, находят имена и могилы погибших героев. А "черные копатели" зарабатывают на нашей памяти. Говорят, что медальоны немецких солдат стоят в Германии несколько тысяч евро...
С момента окончания войны уже минуло более шести десятков лет,однако госуджарственная власть так и не позаботилась поднять останки тех кто отдал жизни за свою страну.Черные копатели достают реставрируют то что скоро сгниет и никто кроме них этого не поднимет.К тому же они производят разминирование территорий,чем наша власть заниматься не желает.Если начнется война я туда пойду никак не за наше государство а только за тех кто остался в тылу. Пскович,многие черные копатели при нахожении останков(что кстати бывает очень и очень редко) сразу по знакомым или иными путями сообщают места "оффициалам" так что останки в любом случае будут подняты.А теперь подумайте сколько боеприпасов они поднимают.Тех самых на которых может потом подорваться ваш знакомый или родственник,который раззожет костер в не самом удачном для этого месте или попробует разобрать боеприпас.Опытные копатели являются саперами экстра класса.Так что думайте о другой стороне медали.
Об этом никто не спорит. Речь о другом. О том, куда идет оружие, боеприпасы.Если в собственную коллекцию - это одно. Если на продажу - другое...
как же промыло моЦк, СМИ, простому обывателю. но не стоят жетоны немцев, несколько тысяч евро!!! не стоят, за исключением некоторых, которые выкопать практически не суждено! средняя цена этого жетона 700 рублей! и второе, где вы видели, что бы терористы бегали в горах с ржавым ппш и копаной взрывчаткой взрывали дома??? или братва ездила на "стрелки" с гнилыми обрезами винтовок Мосина? не несите чушь, 99% этого хлама представляет собой исключительно историческую ценность, а не матерьяльную!
Жетон несколько тысяч евро? 600руб. ему цена! Ну если СС какой-нибудь супер-редкий, то тысячи 4.5 рублей максимум. Но этот жетон найти-лопату сточишь пока копаешь. Не надо думать, что все копари состояния на своём УВЛЕЧЕНИИ зарабатывают. Это хобби-как рыбалка, или собирание марок. Только мы собираем не марки, а ржавые каски, пряжки, гильзы, макеты боеприпасов и макеты оружия-не более того. Плюс находим бойцов, которых передаём "красным", но об этом СМИ молчат... Вот такие мы плохие!
Лживая,безграмотная статья! Я родился в 1952 году в Горбове и вырос там же. Нет там никаких минных полей. Я знаю ВСЕ места, где были бои, где что лежит со времен войны.Мы в детстве играли с настоящим оружием, потом бросали его в пруд, не боялись ходить по полям и горкам, собирали землянику. И поверьте- там все давным давно разминировано!