Во-первых, загоните себя в могилу, во-вторых, внесете свой посильный вклад в процветание наркобизнеса, и, в-третьих, испортите жизнь своим близким. А смерть ваша будет иметь элемент непредсказуемости и интриги. Ведь наркоману никогда не известно, какой укол станет последним... Всех этих вредных советов консультант центра «Ручей» Евгений никогда не слышал. Когда он выбрал для себя путь смерти, о наркотиках информации было мало. Узнав, что стал самоубийцей поневоле, наш герой решил бороться за жизнь. Но силы у противников оказались неравными.
СНАЧАЛА БЫЛ «БЕЛОМОР»
Едва ли не основным мотивом, побуждающим молодых людей попробовать наркотики, считается тяжелое детство. Это не более, чем миф. Во всяком случаем, у Евгения все было с точностью до наоборот. Его родители окончили школу с золотыми медалями, имели высшее образование, прилично зарабатывали и души в нем не чаяли. Всего в семье было в меру – и строгости, и обожания. Единственным пьющим родственником был дядя, которого маленький Женя видел только эпизодически. В общем, как говорится, ничего не предвещало. Однако в первый раз мальчик попробовал сигарету в 5 лет, толком еще не понимая, как курить «взатяг». Было это на даче, в компании старших друзей. Маленький Женя очень хотел быть, «как они» - взрослым и самостоятельным. И что бы друзья считали его «свои парнем».
Ради этого маленький мальчик вместе со всеми собирал и сдавал бутылки, а на вырученные деньги покупал «Беломор». Уже позже родители стали замечать, что сын втайне от них курит. Но у них почему-то не хватало сил и мужества завести с ним серьезный разговор на эту тему.
- Я очень четко помню день, когда впервые в жизни попробовал крепкий алкоголь. Это случилось еще в начальных классах. Мы вернулись с другом с экскурсии. Дома никого не было. В родительской комнате на столе стояла бутылка водки. Мы, как цивильные люди, разлили ее по стопкам и выпили, - рассказывает Евгений. – У меня, как у той вороны, в зобу дыхание сперло. Дышать нечем, помутнение в голове. Оказалось, что в бутылке был чистый спирт…Впрочем, на тот момент я был подготовлен к восприятию крепкого алкоголя. Все с теми же дачными друзьями, мы почти каждый день пили разливное пиво, так что состояние опьянения знал хорошо. Не могу сказать, что оно мне нравилось. Головокружение не вызывало никакого удовольствия. Зато я целиком и полностью принадлежал компании, и для меня это было очень важно.
К восьмому классу Женя мог выпивать, и на интеллекте его алкогольные подвиги не сказывались: он учился прилично, подавал большие надежды - и, возможно, оправдал бы их, если бы не событие, перевернувшее его жизнь. После 9 класса Женя первый раз в жизни попробовал анашу. Всего одна сигарета обеспечила ему ни с чем не сравнимый кайф, длившийся больше суток. Наркотики оказались сильнее, убедительнее и ярче, чем алкоголь. Жене было весело, как будто в нем поселились солнечные зайчики: сочинял стихи, и отчаянно не хотел возвращаться к «свинцовым мерзостям» обыденной жизни. На каникулах в Башкирии наш герой сделал для себя еще одно удивительное открытие. Оказывается, анаша растет в тех краях везде, как у нас репейник. Предприимчивые молодые люди собирают ее, обрабатывают и продают за большие деньги.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ
Знакомство с «иной реальностью» продолжилось и в 10 классе. За две недели Женя перепробовал большую часть наркотиков, которые на тот момент существовали. Благо карманных денег, исправно выдаваемых родителями, хватало. Учеба, друзья и семейные интересы в его глазах резко обесценились: он жил сегодняшним днем – от дозы до дозы. В это время о страстном увлечении Евгения узнала его старшая сестра и все рассказала родителям. По иронии судьбы разговор с ними состоялся после того, как Евгений второй раз в жизни «уколол» себе героин. Наркоманы – искусные обманщики. Женя отпирался, как мог, но родители ему не поверили и повезли к наркологу. Там он прошел тест, подтвердивший наличие в крови наркотических веществ. Врач особой деликатностью не отличался. «Эта болезнь неизлечима, ваш сын все равно умрет, готовьтесь к этому», - выдал он свое заключение. Мать поседела за одну ночь. Жизнь 15-летнего юноши стала рушиться легко и стремительно, как карточный домик. Его выгнали из 10 класса, потом с 1 курса техникума, потом и с работы. Не остановил даже гепатит С, диагностированный у Евгения после полугода употребления героина. Он продолжал курить каждый день и три-четыре раза в неделю колоться. И все это не считая алкоголя. В то время мозг нашего героя еще пытался сопротивляться. Каким-то чудом Жене удалось окончить вечернюю школу, сдать на права, поступить в институт и даже сдать первую сессию. Но «просветление» оказалось недолгим. В конце учебного года из тюрьмы вернулся друг, который попросил Женю, имевшего на тот момент машину, съездить за очередной партией наркотиков. За услуги наш герой получил немалые деньги и окончательно «пошел вразнос». Для того чтобы заработать себе на дозу, он продал магнитофон, родительский фарфоровый сервиз, выносил из дома вещи. Тогда он впервые понял, что такое «синдром отмены» и прошел через детокс. В наркологическом диспансере Женя успел «подсесть» на антидепрессанты, отмена которых тоже очень напоминала ломку. Вырваться из замкнутого круга помогла реабилитация, которую молодой человек проходил там же, в диспансере. Это было похоже на озарение. Женя наконец-то осознал, каким злом являются наркотики и как быстро обесточивают человека. И решил, что такая жизнь не для него. По совету «братьев по несчастью» он стал посещать группу аноноимных наркоманов и нашел всестороннюю поддержку в храме. Его хватило ровно на полгода...
ПОЧВА ПОД НОГАМИ
- Чудес не бывает. Наркомания - неизлечимая и постоянно прогрессирующая болезнь, и периоды трезвости могут сменяться срывами, - объясняет, но не оправдывается Евгений. - Прежде, чем окончательно с собой договориться, я раз пять срывался и проходил реабилитацию. После полутора лет употребления метадона мне предложили поехать в «Ручей». Сначала я там находился в качестве пациента, но сотрудники центра, оценив мое искреннее стремление к трезвости и титанические усилия в этом направлении, предложили постоянную работу. И важно, чтобы с наркозависимыми работал тот, кто сам болен и знает, что можно жить по-другому. Долгое время я был волонтером, потом прошел стажировку, успешно сдал все экзамены и с декабря прошлого года работаю в команде.
Наш герой помирился с родителями, восстановился в институте, встречается с девушкой, собирается создать семью. Но иллюзии - больше не его «конек». Женя все про себя понимает. Он признает, что неизлечимо болен. Химическая зависимость мало отличается от любой хронической болезни: победить ее нельзя, но жить без приступов можно. Только наркоманам и алкоголикам помогают не таблетки, а ответственное и регулярное самокопание. Именно оно удерживает от срывов, дает духовные силы и полностью меняет мировоззрение. Кстати, у консультанта Евгения работа над собой занимает до 8 часов в день. Откровенно говоря, не каждый здоровый человек на такое способен.
- Наркотики дают ощущение счастья и кайфа только на первом этапе. Потом становятся средством для того, чтобы нормально себя чувствовать, но это никак не назовешь нормальной жизнью, - предостерегает наших читателей Евгений. - Страдает не только сам наркоман, но и те, кого он любит. И только на трезвую голову жить можно ярко и полноценно. Жить по-настоящему.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru