
НЕ СПРАВЕДЛИВО
- С какой стати право поднимать государственный флаг перед школой имеют исключительно отличники, победители творческих и спортивных конкурсов, олимпиад? - спрашивает мама учащегося одной из псковских школ Валентина Федорова. - А почему остальным - нельзя? Разве мы не хотим видеть всех детей патриотами? Если слепо следовать рекомендациям Министерства образования, автоматически получаем разделение на «хороших» и «плохих» детей. Выделяя одних, принижаем права других. Жизнь такова, что не у всех есть возможность быть лучшими, этому есть масса причин. К примеру, у отдельных детей есть некие отклонения, другие перенесли тяжелые и длительные заболевания. Другим мешают преуспеть в учебе и прочих направлениях природные данные, у кого-то в силу характера и воспитания -проблемы с дисциплиной.
Эти «другие» дети раскрываются иначе, но их изначально «задвинули», прикрываясь наличием стимула стремиться к лучшему. В глубине души такого ребенка закрадывается обида - я плохой, мне не доверили поднять флаг. А если взять и доверить? Волнение, ответственность, чувство гордости, сопричастности с жизнью школы, родного поселка, страны останется на всю жизнь - такое не забывается.
Я снова возвращаюсь к теме патриотизма. Случись большая беда, разве Родина призовет для защиты только тех, кто отлично учился в школе и активно участвовал в ее жизни? Яркий пример героизма проявили ребята 6-й роты, все ли они были такими «идеальными» в школьные годы?
Мое предложение - сделать очередность классов, так как детей много. К примеру, на этой неделе дежурит первый класс. Его учащиеся тянут жребий, кто вытащил - поднимает флаг, остальные присутствуют. В идеале поют гимн РФ. Можно даже завести журнал поднятия и сдачи флага РФ и, чтобы детки передавали его как документ из рук в руки следующему классу. Так интереснее, правильнее. И главное, не будет разделения на «плохих» и «хороших» детей.
«ДОБИВШИМСЯ ВЫДАЮЩИХСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ...»
Чиновники комитета по образованию Псковской области не стали мудрствовать и сослались на конкретный документ, в котором все прописано: «Церемония поднятия и спуска Государственного флага РФ в образовательных организациях Псковской области осуществляется в соответствии с рекомендательным письмом Министерства просвещения РФ
№СК-295/о6 от 15.04.2022 «Об использовании государственных символов РФ», в котором указано: «Поднятие (спуск) Государственного флага РФ в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления поручается обучающимся, добившимся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности...».
СТЕРЕОТИПЫ
Изучение методических рекомендаций, равно как и письма Минпросвещения России от 17.06.2022 N АБ-1611/06 «О направлении Стандарта церемониала» (вместе со «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага РФ» от Минпросвещения России 06.06.2022), лишь подтвердило ответ комитета по образованию Псковской области. В частности, пункт 2.9. Стандарта гласит: «В знаменную группу входят учащиеся, имеющие учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения». Как видим, никаких люфтов при выборе кандидатур просто нет.
Все это бесспорно правильно, только, как говорится «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В отличие от городских школ, в сельских не так много учеников. Не в каждом классе есть хорошисты, не говоря об отличниках. Не в каждом учатся спортсмены, волонтеры, поэты, художники, вокалисты, активисты. Получается, если неукоснительно следовать министерским рекомендациям, поднимать и опускать флаг суждено одним и тем же ребятам. Со временем это им приестся, станет дежурной обыденностью, а у недопу-щенных к церемониалу породит равнодушие.
ЗАСЛУЖИТЬ ЧЕСТЬ
Интересно, а как обстоит дело с этим вопросом в школах нашего Псковского района?
Подход к церемонии подъема (спуска) флага, как и к праву сидеть за «партой Героя», здесь имеет свои нюансы. Вот, что об этом говорят руководители учебных заведений.
- Церемония поднятия и спуска государственного флага в Тямшанской гимназии осуществляется в строгом соответствии с документом Министерства просвещения «Об использовании государственных символов Российской Федерации», - уточнила директор Светлана Шестак. - По предложению Совета старшеклассников гимназии, из каждого класса, начиная с 11-го и заканчивая 1-ми классами, общим решением классного коллектива выбирается обучающийся, достойный участия в церемонии поднятия Государственного флага РФ. В церемонии поднятия флага участвует ученик, который непосредственно поднимает флаг, и знаменная группа. Остальные ученики с классными руководителями в это время находятся в своих классах. Во время церемонии звучит государственный гимн РФ. Далее в классах начинаются занятия «Разговоры о важном». Если появляется необходимость отметить особые текущие успехи учащегося (победа в олимпиаде, спортивном соревновании, творческом конкурсе и пр.), то право поднять государственный флаг РФ предоставляется вне очереди. Так, 12 декабря 2022 года в церемонии поднятия флага участвовала ученица 11го класса Дарья Ильчук. Она является победительницей районного этапа олимпиады по литературе, призером районного этапа олимпиад по истории и обществознанию, активисткой Совета старшеклассников и волонтерского отряда гимназии, представителем Псковского района в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам ребенка в Псковской области.
РЕШАЮТ ДЕТИ
Я понимаю, каждому родителю хочется участия в торжественной церемонии своего ребенка, но в школе 340 детей. Учебный год длится 34 недели. Флаг поднимается раз в неделю. Естественно, это делают достойнейшие, но их выбирают сами дети.
- Прежде флаг поднимали юнармейцы, теперь ребята из дежурного класса, у нас дежурят с 5 по 11 классы, - пояснила руководитель Писковской средней общеобразовательной школы Галина Строгонова. - Кроме того, у нас стоит две «парты Героя» - Героя Советского Союза Александра Волкова и Героя Советского Союза Александра Дианова. Одна в кабинете ОБЖ, другая - биологии. На общем собрании в классе дети решают с классным руководителем, кто достоин учиться за ними. Как и при поднятии флага, учащийся должен иметь достижения в учебной, спортивной, волонтерской сферах, иметь активную жизненную позицию. При выборе кандидатов многое зависит от позиции классного руководителя, который направляет детей в правильном русле.
И ЧЕСТЬ, И СТИМУЛ
- Мы придерживаемся методических рекомендаций, разработанных на федеральном уровне, - уточнила директор Моглинской средней общеобразовательной школы Наталья Афанасьева. - Ребенок может не иметь пятерок по предметам, но активно занимается патриотической работой, активен в иной деятельности во благо класса, школы, деревни и так далее. Это не обязательно должна быть учебная деятельность. Тогда он обязательно будет в списке поднимающих флаг. Я прекрасно понимаю родителей, которым хочется
что-то поменять - это хорошее свойство. Жизнь меняется, им тоже хочется новшеств - это понятно. Но порой родители не до конца компетентны, в волнующих их вопросах, не до конца в них разобрались.
ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ЕСТЬ У КАЖДОГО
- Поднять флаг достоин любой из нас, - убеждена руководитель Остенской средней общеобразовательной школы Марина Дроздова. - Тем более, имеет право каждый ребенок. Если говорить о мальчиках, когда они несут флаг, маршируют, то его поднятие дисциплинирует их, придает совсем другой внутренний настрой, вселяет уверенность в себя. В нашей школе учится всего 97 человек, поэтому в торжественной церемонии участвуют ребята, начиная с первого класса. Сознательно не делим их на тех, кто хорошо или плохо учится - это ни о чем не говорит. В первую очередь, учитываем заслуги ребенка. Каждый себя обязательно в чем-то проявляет и всегда есть, за что его похвалить. Но для понимания этого нужно работать с детьми, знать, чем они живут, их увлечения, иметь представление о семье. Повод всегда есть, например, ребенок хорошо поработал на школьном субботнике, участвовал в благотворительной акции - принес корм для бездомных животных, оказал помощь престарелой соседке. Поднятие флага - и честь, и стимул.
ОСОБО ВАЖНЫЙ МОМЕНТ
Сегодня отцы и братья многих ребят героически отстаивают интересы Родины в ходе СВО. Почему бы не предоставлять честь поднятия флага и им тоже? Сопричастность - разве не предмет особой гордости для самого ребенка, его семьи, земляков? Даже если он троечник, хулиган, и однажды нагрубил учительнице. Зато патриотичное отношение к спецоперации сразу станет настроением всей школы, а у конкретного ребенка появится мотивация быть достойным своих родных, лучше учиться, самому стать примером в школе. И письмо этого школьника на фронт отцу или брату о том, что он поднимал флаг перед всей школой, послужит для них, в свою очередь, огромной моральной поддержкой!
А что вы думаете по данному вопросу, уважаемые читатели? Согласны с тем, что все-таки требуется определенная корректировка в нормоустанавливающих документах на федеральном уровне, или следует все оставить так, как есть? Пишите, звоните — нам интересно ваше мнение и ваши истории.
Александр МИЛЬКА.
Фото: http://www.tyamsha. narod.ru/
province@media-60.ru