Оставить велик на улице, даже привязанным к дереву или к металлическим ограждениям, рискует далеко не каждый - даже из родного подъезда он может легко исчезнуть, что говорить про улицу… Говорят, воришки уже передвигаются по городу с гидравлическими ножницами в сумке, которые легко освобождают велосипеды от специальных замков. Можно ли говорить о возможных условиях для предотвращения краж велосипедов? Можно. Современная наука и технологии предлагают различные варианты для того, чтобы обезопасить велосипеды от похитителей. Проблема лишь в том, что большинство этих методов срабатывают только в системе общегородского устройства велосипедного движения. А вот его-то в российских городах нет даже в зачаточном состоянии. К сожалению, и Псков не исключение. Во властных структурах отсутствуют даже попытки хоть как-то реализовывать этот вопрос. Растут квартал за кварталом, но при их планировании и благоустройстве, вновь не предусмотрены специальные велодорожки с удобными съездами, с отсутствием бордюров и необходимой разметкой? Неужели это сложно прописать обязательным пунктом в правилах застройщикам, как это делается в цивилизованных странах… Да и в центре Пскова давно пора сделать комфортным передвижения для всех групп населения. В том числе властям города пора решать вопрос не только с организацией самого движения, но и с условиями паркования и сохранения двухколесного транспорта. Как псковские власти это будут делать? Есть ряд интересных вариантов. В части в европейских городах организацию велоструктуры и движения отдают на откуп коммерсантам, в других - этим занимаются государственные организации. К примеру, в датском городе Орхусе, с численностью жителей - триста пятьдесят тысяч, с двадцатью пятью большими вузами, вторым по объемам перевозок торговым портом во всей северной Европе, велосипедным вопросом занимается специальный велосипедный департамент. В нем работают 115 человек: 15 планировщиков, 40 чертежников и 60 сотрудников, поддерживающих в должном состоянии всю велоинфраструктуру. В обязанности департамента входит проектирование и строительство велодорог, покрытие спецматериалами, поддержание их в качественном состоянии, организация светофоров и перекрестков, обустройство инфраструктуры и многое другое. Кстати, в эту самую инфраструктуру входят: и бесплатные небольшие велопаркинги на улицах, у предприятий, фирм, магазинов, оснащенные автоматами по поддуву шин, и большие двухъярусные парковки, и крытые паркинги для длительного хранения велосипедов, устроена система проката городских велосипедов, традиционная уже для многих городов Европы. Есть специальные стоянки для найденных в городе велосипедов. И естественно устроена эффективная система борьбы с угонами велосипедов.
Учитывая, что велосипеды в Дании недорогое удовольствие, поэтому их число гораздо больше зарегистрированных жителей в стране. Большинство орхусцев, например, имеют более двух велосипедов, у некоторых их по пять штук разных видов. Количество велосипедистов неуклонно увеличивается, потому что люди знают, что это безопасно, что это хороший способ поддерживать себя в отличной физической форме. И пользуются они велосипедами круглый год, независимо от погодных условий потому, что это легко, а вовсе не потому, что им не на что купить автомашину. Зимой: в дождь или в снег, даже если все окажется заснежено - люди продолжают ездить на велосипедах. А раз велосипедов так много, то большинство из них можно увезти, то есть - украсть. Хотя некоторые, конечно, пристегивают велики замками. И каждый год в том же Орхусе крадут около 6 тысяч велосипедов. Для Пскова эта цифра была бы огромной, но учитывая число велосипедов в личном пользовании у 350 тысяч жителей города, можно сказать, что это совсем немного - мизер. И во многом, благодаря тревожной системе, которую сумели выработать в городе. Если вы тащите такой велосипед, то специальный прибор, установленный на нем, начнет верещать как бешеный - звук сильнее, чем автомобильная сирена. Через две минуты после срабатывания полиция будет уже рядом с ним. Этот прибор установлен на раму так, что никто не сможет снять его после того, как вы запарковали велосипед, активировали сигнализацию и ушли. И, поверьте, ни-кто не будет красть велосипед, издающий сумасшедшие звуки.
В Дании, кроме самого воровства, есть еще одна проблема: люди после рабочего дня приезжают на велосипеде в один из многочисленных баров, выпивают и когда понимают, что закинуть ногу в седло им не под силу, то бросают велосипед и вызывают такси… А на следующий день не могут найти велосипед, потому что не в силах вспомнить, где они его вчера запарковали. Тогда на помощь приходят бесплатные стоянки, где хранится вся бесхозная велотехника, собранная по городу. В Орхусе разработали специальный информационный ярлычок-стикер (бумага с липким слоем) с отпечатанным символом-кодом, который нужно наклеить на велосипед, стикер отражен и запомнен системой, где в базе записан ваш мейл и телефон. И если сотрудники велосипедного департамента находят потерянный велосипед с таким стикером, то владельцу сообщают, что его пропажа найдена. Потерянные в городе велосипеды без стикеров тоже многочисленны – для них в городе устроены специаль-ные стоянки, где к каждому потеряшке приделывают ярлык с датой и местом обнаружения. Если в течение месяца велосипеды с таких стоянок не забирают хозяева, принеся для доказательства до-кумент с серийным номером велосипеда, которые есть у всех велосипедов – их свозят на единую большую площадку, где они стоят ровными рядами еще две недели, если и отсюда хозяин их не за-брал, то велосипеды… выбрасывают. Да-да, берут и просто выбрасывают – каким бы дорогим техника не была – продавать не имеют права. Таких бесхозных велосипедов, свезенных на свалку, в год набирается по две тысячи.
При дешевизне велосипедов кражи становятся практически бессмысленными. А если еще в городе хорошо разработана система городского проката, так называемые «ситибайки» или городские велосипеды, количество краж велосипедов ради перепродажи вновь уменьшается При этом основной упор в городах с развитым велосипедным движением делают на взаимодействие с полицией. Срабатывает сигнализация - и ее сирена раздается не только по всей улице, но и на специальном пункте компьютерного слежения, откуда в тот же момент передается полицейским нарядам, и не проходит нескольких минут, как полиция уже рядом с краденым велосипедом. Когда эта система будет выстроена, например, в Пскове, только тогда можно будет говорить о снижении краж двухколесного транспорта. Кажется, все просто и одновременно, что-то подсказывает, что в ближайшие годы во время велосипедной прогулки лучше свой велосипед на улицах города не оставлять, даже под могучими замками.
Игорь Докучаев.
idok@province-pskov.ru.
Если бы в Пскове хотели что-то сделать для велосипедистов, то давно бы сделали - просто не хотят!