На самом деле отношения жильцов с организацией, которая обслуживает их дом, похожи на дорогу с двухсторонним движением. Аварий не возникает в том случае, если каждый соблюдает правила движения и уважает друг друга.
- Нельзя сказать, что у нас с домоуправлением полное взаимопонимание. Как и у всех, возникает немало вопросов и проблем. Но когда мы обращаемся к специалистам ЖЭУ, к нам прислушиваются и стараются найти решение, - признается Галина Карасева. Она является председателем совета дома №49а по Рижскому проспекту города Пскова, который был построен в 1994 году. Несмотря на относительно небольшой возраст дома, ей не раз приходилось бить тревогу по поводу жилищно-коммунальных неурядиц. И зачастую не от себя лично, а от жильцов 108 квартир. Сейчас в доме идет ремонт кровли третьего подъезда.
- Мы строим общение на основе диалога, - рассказывает о взаимоотношениях с собственниками жилых помещений главный инженер управляющей компании ООО «ТЭЗиИС» Наталья Нефедова. - Прежде чем вкладывать средства в ремонт, просим согласия жильцов этого дома. Решение оформляется протоколом общего собрания, которое, как правило, проходит в заочной форме. Конечно, нам не обойтись без активистов, которые, к счастью, в нашем микрорайоне есть. Во всех многоэтажках были избраны советы домов. Кроме Галины Карасевой, хочу отметить Светлану Миненкову, Надежду Доминенко, с которыми мы совместно работаем.
На обслуживании у этой управляющей организации находится 36 домов, в которых проживает около 9 тысяч горожан. Среди домов - 17 «хрущовок», которые были построены в 70-е годы. Поэтому в первую очередь стали наводить порядок в старом жилом фонде. За три года удалось полностью заменить электропроводку в 20 домах. С согласия жильцов были отремонтированы водопроводы в подвалах. Так как решения по ремонту принимаются совместно с собственниками, большинство из них осведомлены о предстоящих планах. Старшая по подъезду дома №71а по улице Юбилейной Надежда Разумова рассказывает, что в этом году предполагается выполнить ремонт отмостки и утеплить торцевую стену. Планируется отремонтировать подъезды дома № 51 по Рижскому проспекту. В основном, работы проводятся за счет средств, которые жильцы платят по квитанциям за содержание и ремонт жилых помещений.
Как отметила Наталья Нефедова, одной из первых в городе управляющая компания начала проводить работу по установке общедомовых приборов учета, выполняя постановление правительства по энергосбережению. Так, в 2011 году все жилые дома были оборудованы общими электрическими счетчиками. С мая прошлого года на 30 домах появились счетчики на холодную воду. Однако это, к сожалению, не облегчило работу УК, а, наоборот, создало множество проблем и конфликтов с жильцами, которые приходится решать совместными усилиями.
Во все квартиры пришли квитанции на оплату дополнительных кубометров холодной воды, даже при наличии индивидуальных приборов учета. И суммы в них довольно существенные. Когда сняли показания общедомового счетчика, оказалось, что дом израсходовал значительно больше воды, чем было оплачено жильцами. Эти «излишки» и распределила ООО «ТЭЗиИС», как, впрочем, и другие управляющие компании Пскова, между собственниками и нанимателями жилья в зависимости от площади их квартиры. Такой порядок оплаты общедомовых нужд установлен сегодня действующим законодательством. Стали разбираться: откуда появились «лишние» кубометры? Общедомовые затраты включают в себя воду на мытье лестничных клеток, поливку газонов и утечки во внутридомовых сетях. И если водопровод находится в исправном состоянии, и аварий не было, но при этом перерасход воды большой, значит, его причину нужно искать у жильцов, которые не установили приборы учета и потребляют значительно больше норматива, по которому платят за воду, а также в тех квартирах, где люди проживают без прописки.
- В жилищно-коммунальной сфере без понимания и поддержки со стороны самих жильцов, их активной позиции очень трудно наладить нормальную работу, -считает Наталья Нефедова.
Дело остается за малым: нужно, чтобы в каждом многоэтажном доме нашлись энтузиасты, которые возьмут на себя ответственность за порядок не только в своей квартире, но и во всем доме. Однако найти таких людей очень непросто.
В Пскове действуют информационные центры, в которых можно получить консультации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и другим вопросам:
Центр - ул. Я. Фабрициуса, 6, тел. 29-15-03, 25-15-13; Завеличье - Рижский пр., 62, тел. 57-76-91, 57-76-92; Запсковье - ул. Инженерная, 90-а, тел. 53-33-73, 53-33-72.
Любовь ПАВЛОВА.