Обычный болельщик этого закона пока не заметил. Впрочем, и понятно: он и рассчитан на людей, сидящих на фанатских трибунах, на тех, кто считает себя отдельной субкультурой:
- Если честно, я не в курсе сути данного закона, - говорит Леонид Пономаренко, болельщик «Псков-747». - Он больше касается фанатов, чем простых любителей футбола. А для нас пока все по-прежнему. Только сейчас внимание уделяют вносимым бутылкам, просят открыть, чтобы убедиться, что это не алкоголь.
Согласен с ним и «простой» болельщик Александр Елисеев:
- В принципе, после принятия данного закона, сотрудники правоохранительных органов стали тщательнее проверять болельщиков у входа на стадион. Конечно, не так, как в Москве или Петербурге, но у нас и масштабы другие.
А Дмитрий Истомин, представитель псковского регионального отделения Всероссийского объединения болельщиков изменения уже ощутил:
- Минусы в том, что клубам теперь необходимо предоставлять наши данные, чтобы билеты продавали по паспортам. Видеокамер стало больше: на входе на стадион, на самих трибунах. Неофициально правоохранительные органы теперь могут вести картотеку болельщиков, чтобы потом за различные правонарушения запрещать нам походы на стадион, выезд с командой куда-либо и т.д Могут даже заставить клуб проводить матч без зрителей, либо без фанатского сектора. Многое из этого было и раньше, но наказывали за более грубые нарушения, а теперь практически за всё.
Дмитрий уже перечислил основные пункты нового закона: видеокамеры, продажа билетов по паспортам, ужесточение штрафов или даже тюремные сроки. Закон и принимался для того, чтобы фаер зажигали не «фанаты», а конкретный человек. Наказать пятьдесят болельщиков нельзя (невозможно доказать, что каждый из них держал в руке этот фаер). А теперь любой фанат знает, что за ним следят несколько камер и, пронося на стадион запрещённые вещи, он может готовить от трёх до десяти тысяч рублей штрафа.
- Нормативы по количеству камер на стадионе мы выполняем: приборы для обзора стадиона, идентификации личности у нас есть, - говорит Александр Коновалов, исполнительный директор ФК «Псков-747». - Порядка двенадцати камер мы установили по периметру стадиона ещё в прошлом году, в том числе на входе. Они позволят увидеть лицо каждого болельщика. Если он что-нибудь натворит, то мы сможем вычислить такого фаната. А принимать или нет административные меры - решает уже полиция. Случаев ареста по новому закону ещё не было. Вообще, сама полиция теперь работает с видеокамерами: они «смотрят» на фанатский сектор.
Александр Коновалов рассказывает, что все «официальные» фанаты получили карточки, по которым они бесплатно проходят на стадион. На них есть фотография человека и все его паспортные данные. Всё это не нравится болельщикам. Но в новом законе для них есть и плюсы. Дмитрий Истомин даже говорит, что закон был принят в неплохом для болельщиков варианте:
- Плюсы в том, что болельщиков теперь будут слушать: мы будем расписываться в протоколе матча, нас будут приглашать на предматчевые совещания - мы получим возможность диалога с клубом. Кроме того, мы надеемся, что полиция уйдёт со стадионов, и готовы, как и прописано в новом законе, выбрать стюардов из среды фанатов, чтобы самим следить за порядком на трибунах, как в той же Англии. Мы даже уже определились с кандидатурами. Около двадцати человек готовы, но многое зависит от клуба.
Игорь Сычёв, пресс-секретарь ФК «Псков-747», считает, что стюардов надо подготовить как с правовой, так с моральной точек зрения:
- Стараемся вести разъяснительную работу, пытаемся «воспитывать» болельщиков. Я считаю дикостью, когда люди клянутся в любви клубу, но наносят ему ущерб, - уверен Игорь Николаевич. - За нецензурную брань у нас предусмотрены материальные санкции для клуба Стадион, в том числе, это и место семейного отдыха. Я не понимаю, почему стадион выбран местом для сжигания фаеров. Посмотрите на Англию: там уже лет 15 ничего не жгут, фаеров там нет. Но я подчеркну, что это моё частное мнение.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора