
Эксперименты по внедрению этого новшества в Псковской области начались ещё в 2010 году. Но с 1 января электронные журналы и дневники стали обязательными для всех базовых школ региона
- Считаю, что школы должны идти в ногу со временем, а будущее именно за информационными технологиями,– пылко заверяет нас молодой псковский педагог Валентин Коршиков. - В отличие от традиционного журнала, где каждый может посмотреть на чужие оценки и сравнить их со своими, что не очень корректно, здесь учащиеся и их родители будут отслеживать только «свои» результаты учебной деятельности. В системе фиксируются все домашние задания, замечания, сообщения оповещения для родителей, которым больше не нужно будет по каждому поводу звонить классному руководителю. Думаю, что в определённый момент электронные дневники даже вытеснят бумажные, ведь это гораздо удобнее для родителей и учеников.
Для прилежных учеников - конечно. А вот для не очень старательных… Помню, как в моём классе в конце четверти мальчишки пару раз подставляли себе «смягчающие» отметки (лишь бы наша классная это не прочитала). С повсеместным введением электронных журналов такие заставляющие биться сердца двоечников-проказников фокусы станут неосуществимы: разумеется, возможность вносить в журнал соответствующие записи будет только у учителей.
- Ладно молодые специалисты с компьютером «на ты», но есть много учителей, которые, опасливо подходя к нему, думают: «Вот я сейчас не на ту кнопочку нажму, и он взорвётся», - рассказывает вчерашняя выпускница ПсковГУ, а ныне учитель Плюсской средней школы Ольга Строгова.
Учителя информатики по поводу этого замечания дружно качают головой: «Несколько лет назад и электронные презентации были в новинку, но их освоили практически все педагоги, и сегодня на создание несложной презентации они тратят не более пятнадцати минут». Освоить можно, тем более, если нужно, было бы на чём.
- В нашей школе компьютеры есть во всех классах, в том числе и у учителей по физической культуре или трудовому обучению, - рассказывает директор МОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства № 10 города Пскова» Ольга Фёдорова. – Уже два года мы пользуемся электронным журналом, сначала опробовали нововведение в «пилотном» режиме, а в прошлом учебном году уже начали полноценно работать с этим проектом. Сейчас электронные журналы освоили все учителя. Кто-то заполняет их в школе, кто-то дома. Молодые педагоги, например, фотографируют страницу обычного журнала с выставленными отметками на смартфон, и с домашних компьютеров заносят данные в электронный аналог. А наша учитель химии записала на видео почти все опыты, которые она проводит на уроках, и прикрепляет видеофайлы к домашнему заданию на сайте журнала, чтобы ребята дома могли освежить в памяти материал.
Но проблема ещё и в том, что не у каждого ученика есть персональный компьютер. Для города это, может быть, не такой острый вопрос, а вот для учеников районных школ, по уверению педагогов, он актуален. В некоторых деревнях до сих пор серьёзные проблемы с выходом в Интернет. Не станет ли в таком случае нововведение бесполезным в отдалённых сельских школах? Кстати, некоторые псковские учителя тоже настроены критично, правда, уже по другим причинам.
- Такая связь хороша с теми, кто интересуется школьной жизнью своего ребёнка. Но у нас многие родители и простой дневник не проверяют, поэтому в некоторых случаях это будет впустую. Я пробовала общаться с родителями учеников по социальным сетям, но часто пишешь-пишешь, а ответа нет. Некоторым даже на свою страничку не зайти, что уж говорить об электронном дневнике ребёнка, - вздыхает учитель истории и общественных наук социально-экономического лицея №21 города Пскова Светлана Заваденко.
- Работа с электронными дневниками бессмысленна: родители не будут к ним обращаться, - вторит ей учитель русского языка и литературы из Пскова Ирина Буфетчикова. - Получается, за те же деньги учитель выполняет двойную работу, ведь обычные дневники и журналы никто не отменял. Можно работать бесплатно, но только если ты понимаешь, что делаешь что-то нужное, полезное, важное. А здесь?
Бесплатно ли? В каждой школе есть свой фонд стимулирующих выплат, по распоряжению руководства образовательного учреждения эти средства могут быть использованы и в качестве надбавок за освоение работы с электронным журналом. В одной из школ Калининграда, например, учителя получают добавочные две тысячи рублей за ведение электронного журнала. Посмотрим, как решится этот вопрос в нашем регионе.
Наталья ИГНАТЕНКО.
Для иллюстрации использована картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».