
О долгорсочной целевой программе «Старшее поколение» на 2011-2013 годы Нина Ивановна узнала от сотрудников социальной службы. С зубами у нее в последнее время были проблемы, а тут выдал-ся такой шанс решить их единым махом. Да еще и бесплатно! Грех было не воспользоваться. 19 июня 2012 года Гаврилова получила наряд на сумму 15 тысяч рублей и отправилась в поликлинику. Врач Марина Карпова провела ей санацию полости рта. Уже тогда нашей героине показалось, что она ни за что, ни про что лишилась четырёх здоровых зубов. Но возмущаться не стала - все-таки решение принимал специалист, а ему виднее. Смутило Гаврилову еще одно обстоятельство. Она где-то вычитала, что по правилам после санации до начала протезирования должно пройти не меньше месяца, чтобы полость рта успела зажить. Но Карпова взялась за дело уже через две недели. К тому времени десны Нины Ивановны еще кровоточили. Кстати, никакой информации о методике протезирования и применяемых материалах она не получила, а спросить постеснялась. И это было еще одной ее ошибкой.
- Когда Марина Викторовна просила меня подписать договор об оказании медицинских услуг, я в него особенно не вникала, о чем сейчас очень жалею. На тот момент я серьезно заболела и физически не могла ни на чем сосредоточиться, - признается Нина Гаврилова. - Очень скоро я поняла, что протезы мне категорически не подходят. Они наминали щеки, натирали десны, постоянно шла кровь, невозможно было членораздельно говорить. Позднее несъемный мост на верхней челюсти лопнул, отвалились зацементированные зубы. Я сообщила об этом доктору Карповой, но никаких мер к исправлению ситуации она не предприняла. Более того, она отказалась показывать мне подписанный договор об оказании платных медицинских услуг.
Позже, на суде, куда наша героиня обратилась с иском о компенсации морального вреда, она не смогла документально доказать, что много раз просила у Карповой устранить недостатки протезирования. На слово ей никто не поверил, а материалы истории болезни говорили не в ее пользу. В сентябре 2013 года она обратилась в областную стоматологическую поликлинику с уведомлением об оказании некачественной меди-цинской услуги. Врачебная комиссия подтвердила, что работа была выполнена доктором с существен-ными недостатками, и требуется перепротезирование. Пушкиногорская районная больница, которая в договоре была прописана, как «исполнитель», вернула деньги на расчетный счет ГКУСО « Центр социального обслуживания Пушкиногорского района». Казалось бы, справедливость восторжествовала, однако легче от этого нашей герои-не не стало. Во-первых, потому что целый год пенсионерка не могла пользоваться протезами. «Ходить в моем возрасте без зубов не просто неудобно, но еще и унизительно», - писала она в обращении на сайте врио Губернатора Псковской области Андрея Турчака. Во-вторых, качественное перепротезирование в Пскове, куда Нина Гаврилова переехала осенью 2013 года, стоит 37 тысяч рублей, а перечислено ей всего 15. Свой моральный ущерб она оценила в 50 тысяч рублей, как уже было отмечено выше, обратилась в Псковский городской суд.

Как и следовало ожидать, на судебных заседаниях медики стояли друг за друга горой. Как заявила на судебном заседании одна из докторов стоматологической поликлиники, у Гавриловой имелись серьезные хронические заболевания полости рта еще до начала протезирования, и лечить их надо было еще 15 лет назад. И еще один неожиданный вывод. Оказывается, никакого вреда здоровью пенсионерки доктор Карпова не причиняла, и в том, что протез лопнул, ее вины нет. Это сама пациентка неправильно себя повела. На коррекцию не являлась, протезами не пользовалась. В результате другие зубы стали испытывать повышенную нагрузку при пережевывании пищи, вот пластмассовый «мост» и лопнул… Кстати, материал, из которого был изготовлен протез, сыграл в этой истории решающую роль и, в конечном счете, доказал правоту нашей героини.
- Мне были поставлены протезы не из металлокерамики, а из более дешевого и устаревшего материала. Более того, стоимость работ составила 12 тысяч, а не 15, как предполагал наряд, - продолжает Нина Гаврилова.
Суд подтвердил слова Нины Гавриловой. Действительно, в соответствии с заключенным нарядом предусмотрено установление мостовидного протеза из металлопластмассы, а он был выполнен из обычной пластмассы. «Доказательств того, что информация о замене материала на менее качественный была сво-евременно доведена Гавриловой Н. И, и от нее было получено со-гласие на установление протеза из другого материала, отличного от ранее согласованного, ответчиком суду не представлено и опроверга-ется подписанным истцом актом сдачи-приемки выполненных услуг от 31.07.2012 года №85», - написано в решении суда. Обманули нашу героиню намеренно, или произошло это по незнанию, остается только догадываться. В результате исковое заявление было удовлетворено лишь частично. Причиненный ей моральный вред был оценен в 10 тысяч рублей. Кроме того, ответчик компенсировал ей расходы на оплату услуг представителя Роспотребнадзора в сумме пяти тысяч рублей.
– Сейчас на сумму, переведенную из Пушкинских Гор, псковские стоматологи делают мне новые протезы, - говорит Нина Гаврилова. - Но из-за того, что время упущено, я привыкаю к ним с трудом. Кроме того, используются материалы не самого высокого качества, ведь на 15 тысяч рублей сильно не развернешься. Кроме того, я лишилась еще 8 зубов и была вынуждена пройти крайне болезненный курс лечения от парадонтоза.
По словам Нины Ивановны, эту историю она рассказала вовсе не для того, чтобы пожаловаться на жизнь. Ее цель – уберечь пенсионеров от ловушки так называемого бесплатного протезирования. За несколько дней до начала процедуры нужно внимательно прочитать договор об оказании платных медицинских услуг, не стесняясь уточнять непонятные детали. Все этапы протезирования и его возможные побочные эффекты должны быть доходчиво объяснены лечащим врачом.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru