Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 10:05

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №35 (9682), 10/09/2014

Филологи нужны, чтобы книги читать?

Проблемы у филологов разных городов России одни и те же. Возможно, главная – непонимание людей сути их профессии. Зачем же нужна филология, мы и решили выяснить.

- Очень важно, чтобы люди поняли, что преподаватели должны учить и иметь возможность заниматься своей работой, - уверена Илона Мотеюнайте, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ПсковГУ. - Люди спрашивают: зачем учить филологии? И у меня есть не один ответ. Во-первых, с каким человеком интереснее общаться человеку без образования в больнице, поезде, магазине? С человеком, имеющим гуманитарное образование и умеющим говорить, рассказывать или с человеком, который ничего не читал? Конечно, с первым. А общение одна из величайших человеческих ценностей, оно нужно всем. Во-вторых, именно с филологическим образованием в самом широком смысле слова, как с умением понимать речь, в стране плохо обстоят дела: люди стали хуже воспринимать речь, не всегда понимают написанное на русском языке (потому что плохо написано), утрачивают навык понимания слова вырабатываемый в школе. В широком смысле плохо знают свой язык и в конечном счете плохо понимают друг друга. Если бы люди грамотно составляли инструкции и умели их чи-тать, то, возможно, у нас самолёты бы реже падали, а гидроэлектростанции взрывались.

И с этим предположением трудно не согласиться. Между тем, воспринимать слово нужно научиться, это не так просто в современном мире, где слов так много и таких разных. Илона Мотеюнайте уверена - неправда, что литература невостребована. Она работала на физмате с первым и вторым курсом. Они, по понятным причинам, небольшие поклонники художественной литературы:

- Но они прочитали роман Пелевина «Чапаев и пустота», сорокинский «Лед», прямо скажем, не самое простое чтение, и им понравились эти романы. Нужно было просто услышать, что такие книги есть. И с удовольствием читали. Тем более интересно заниматься со школьниками, когда ты не скована рамками программы и обязанностью научить для экзамена. Я уверена, что если бы наши учителя литературы были свободнее, то книги были бы востребованы. Между книгой и человеком часто должен быть посредник, не навязчивый, конечно. Я совершенно убеждена, что мы должны говорить с обществом.

Преподавательница филфака рассказывает, как её дочь в Италии встретила человека, который по профессии кузнец, по образованию спелеолог, увлекается фотографией. Он стал учить русский язык, прочитал книги Варлама Шаламова.

-  Теперь у него мечта жить в Магадане, - смеётся она. - Я даже недооценивала силу русской литературы.

В прошлом учебном году было проведено анкетирование по проблеме чтения студентов-филологов. Полученные сведения показали, что пятый курс отличается от первых двух принципиально. Хотя по любви к чтению и многим другим параметрам они совпадали.

- Профессиональная ответственность у пятого курса сформирована гораздо более сильно, - рассказывает Илона Мотеюнайте. - Несколько схематизируя, скажу, что первые курсы хотят читать для себя, для саморазвития. Они тем самым защищают свою свободу, индивидуальность, право на субъективность читательского пути. Но они не хотят передавать свои знания другим людям. А почему? Потому что не умеют это делать. Смысл филологического обучения в том, чтобы уметь не просто читать, а понимать прочитанное и объяснять непрофессионалам. Филолог читает не только для саморазвития, это ещё и профессия. Вот на пятом курсе было больше всего людей, которые поздно начали читать. И не скажу, что они были особенно читающим курсом. Но свой читательский опыт они могут теперь передавать. И не только в учительской, а в музейной, рекламной работе. Вот для этого мы учим.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

СИТУАЦИЯ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков