ЖЕЛЕЗНЫЕ ЛЕПЕСТКИ
Впрочем, вспышку и штатив Андрей Мосин не забросил и поныне, но с 1995 года, запечатлевать мгновения он старается не на пленке, а в металле.
- Я всегда любил что-то делать руками - и мебель сам делал для дома, и чеканку. Вот меня и потянуло на металл. Сложностей в освоении нового дела не было. Не знаю, или само все давалось, или учитель хороший был. А учился я у известного псковского кузнеца Леонида Бушмелева - это он автор дверей и кованой люстры, которые многие псковичи видели в псковской областной библиотеке для детей и юношества им. ВА. Каверина. Потом уже в Неёлово вместе с товарищами организовали кузницу. До сих пор в ней и работаем, - рассказывает мастер. На сегодня и у самого Андрея Мосина несколько учеников:
- На вольные хлеба ребята уходят обычно через год-два, начинают сами что-то делать. А еще я провожу мастер-классы для детей. У них глаза горят, много эмоций.
И действительно, нельзя остаться равнодушным, смотря как точными, лёгкими движениями Андрей превращает раскаленный докрасна кусок металла в изящные лепестки металлической розы. Но, по его словам, роза - это обычное изделие. С него начинают все кузнецы. Просто, но эффектно.
- Я тоже начинал с «флоры». На нее и железа меньше надо, иногда вообще на улице подбирали подходящие куски и обрезки. Работа должна приносить удовольствие, должна давать возможность творить,- уверен кузнец.

А творить есть что, в планах у Андрея стальная птица, которую он хочет установить в парке у культурно-досугового центра Неёлово и еще пара скульптур. В мечтах устроить в парке своеобразный «Городок ремёсел», в нём будут представлены все их виды, которыми занимаются здесь - работы из глины, дерева, металла. Какие именно фигуры здесь будут стоять, мастер пока точно не знает, идей много. В любом случае, они будут не хуже, чем его самая известная на сегодня работа, металлическая скульптура «Петрович», выкованная Андреем совместно с коллегой Юрием Шевелёвым. Это даже не отдельная скульптура, а целая композиция: весёлый баянист с баяном в виде батареи. Сидит он на ящике рядом с крышкой люка. В 2013 ГОДУ на Дне Скобаря, многие гости отмечали колорит «Петровича», он определённо был звездой.
ГОРЯЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Глядя за работой Андрея и его напарника Романа Мануйлова, возникает вопрос: а кто же такой кузнец сегодня - рабочий или художник?
- В наше время естественным способом произошло разделение в кузнечном деле - плуги, подковы и многие вещи, которые надо делать большими партиями и одинаково, изготавливают промышленным способом, механически. А индивидуальные вещи, в единственном экземпляре делают вручную. Сегодня кузнец - не просто ремесленник, а именно художник по металлу. Главное, чтобы руки из правильного места росли, - считает Андрей.

Как у художника есть несколько кистей всяких размеров, так и у кузнеца есть множество молотков разной формы и веса, зубила и пробойники. Сила здесь не главное, нужно понимать - с чем работаешь. Каждый кузнец подтвердит, что металл - материал податливый. Как пластилин. Главное правильно его нагреть. Температура в горне - больше тысячи градусов. И горн этот, как и в старину, топится углем. Это одновременно и традиция, и дань технике безопасности и удобству. Оказывается, с углём работать проще, чем с газом, - не надо разрешения, возни с заменой баллонов, да и пополнять запасы удобнее.
Идеи для своих работ современные кузнецы берут из разных мест. Часто ездят на различные встречи, конкурсы, обмениваются опытом. Есть даже специальный журнал о мире металла и достижениях собратьев по ремеслу. Профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия - это и дорогие предметы роскоши, и изящные произведения искусства, в которые кузнец вкладывает душу.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
Замечательный мастер.У меня есть его работы на заказ. У подруги в Сочи в коллекции тоже.