ИСКУССТВО БЕЗРАБОТНЫХ
Джо Мёрфи общался с псковичами через Алису Терехову, переводчицу и автора русских субтитров спектакля, но всё равно мгновенно расположил к себе публику:
- «Сон в летнюю ночь» - очень смешная, открытая работа. Во всяком случае, мы надеемся, что смешная, - шутит Джо. - Поэтому решили представить себя миру именно с этим текстом.
Мёрфи в свои двадцать девять лет уже ставил «Укрощение строптивой», «Макбет» и «Юлий Цезарь», в студенческие годы работал с чеховскими произведениями «Вишнёвый сад», «Чайка» и «Три сестры» и получил предложение поработать в «Глобусе» от художественного руководителя театра Доминика Дромгула. Притом, что в Англии борьба за место под театральным солнцем идёт постоянно:
- Почти все университеты имеют актёрские курсы. Ежегодно выпускаются сотни артистов, и достойный заработок получает лишь один из десяти, - сетует режиссёр. - Но поскольку театральная система в Англии устроена так, что каждые 4-5 месяцев актёры становятся безработными, потому что их контракты заканчиваются, то сама индустрия очень конкурентная. Чтобы постоянно играть, нужно быть потрясающим актёром, с которым должно быть приятно работать. Лишь тогда создаётся репутация. Хорошие артисты всё время задают вопросы, оттачивают искусство. У них нет своего эго, своего «я», они открыты для мира. И режиссёрам нужно учиться этому.
ГОРДЫНЯ - ПРОБЛЕМА НЕПРОФЕССИОНАЛОВ
- Отсутствие снобизма - это вопрос профессионализма актёра, - продолжил свою мысль Джо Мёрфи. - Если ты хороший артист, то для тебя зрительный зал всегда остаётся зрительным залом. Неважно: перед тобой четверо зрителей в маленьком городке, или тысячи людей в столице. Если я замечу в артисте снобизм, то не позову его работать в других проектах. Театр – искусство совместное, мне интересно работать с другими художниками, в сотрудничестве мы достигаем лучшего результата. Меня действительно беспокоит гордыня людей, которые говорят, что только голос режиссёра важен в репетиционном процессе. Но должен отметить, что у него всё же есть последнее слово, он принимает решение.

Псковичи спросили у Мёрфи и о том, насколько далеко можно заходить в экспериментах с классическими произведениями. Джо заявил, что нормально относится к подобному. Даже Шекспира можно поставить по-новому:
- Но режиссёр должен любить произведение, «гореть» текстом, и именно его преподнести современному зрителю. А если он просто хочет «повыпендриваться», что-нибудь новенькое вытворить, это неправильная мотивация, такой дорогой идти не стоит. Здесь как раз проходит граница между хорошим и плохим спектаклем.
КАК ПОПАСТЬ В «ГЛОБУС»?
Мёрфи признался, что изучал систему Станиславского, которую считает одной из лучших. По его словам, многие английские актёрские техники основаны на системе великого режиссёра. Впрочем, немецкий театр, который отличает внимание к натуралистическим деталям и абстрактные тенденции вместо реализма, сейчас стал играть значительную роль в формировании британской системы актёрской игры. Но, несмотря на это, возможность сыграть в «Глобусе» есть даже у псковича. Англичанин поделился тремя способами подняться на шекспировскую сцену.

- Кастинг-директор Матильда занимается отбором актёров для всех спектаклей. Во-первых, можно написать ей и пригласить на спектакль, где вы играете. Она приедет, посмотрит и отметит вас. Второй вариант: режиссёр, который вас знает, приглашён поставить спектакль в нашем театре. Он может позвать вас за собой. В общем, если подружитесь со мной, то есть шанс, что вас пригласят играть в Англию, - лукаво посмотрел на женскую часть зала Джо. – Третий способ: худрук «Глобуса» видел вашу работу, и может пригласить вас. Но нужно знать английский язык.
РЕПУТАЦИЯ, КАК У СТОЛИЦЫ
Карина Цатурова, первый заместитель генерального директора Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, на встрече с журналистами с гордостью отметила, что все запланированные ме-роприятия Перекрёстного года культуры в России и Великобритании состоялись, несмотря на возникшую за последние пол-года напряжённость в отношениях стран.

- Мы не беспокоились об отношениях между нашими странами, когда ехали сюда, - согласился с ней и Джо Мёрфи. - Культурный обмен как раз особенно важен между государствами, которые находятся в напряжённых отношениях. Это шанс лучше узнать друг друга. Мы не можем совсем не думать о политических новостях, но стараемся не обращать внимания на них.
Карина Цатурова также сообщила, что у театра имени Пушкина и самого Пскова сложилась репутация города, который может на высоком уровне организовать встречу лучших театров мира. Именно поэтому наш город принял у себя актёров «Глобуса» наряду с Москвой, Петербургом и Екатеринбургом: «Мероприятие не состоялось бы без поддержки Главы региона Андрея Турчака», - заявила Цатурова. Здесь нужно вспомнить, произнесённые в Пскове слова Валерия Фокина, худрука Александринского театра, который сообщил, что восстановление гастрольной системы - приоритетная задача Минкультуры. Но без содействия региональных и федеральных властей регулярно привозить в Псков недешёвые спектакли лучших театров мира и России невозможно. В Англии, по словам Джо Мёрфи, вслед за Россией также задумались о важности гастролей:
- Показать в стране спектакль, который был создан на государственные субсидии, это большая ответственность. Некоторые театры этого не придерживаются. Но так же, как и в России, в Британии появилась тенденция к частым выездам в регионы. И «Глобус» в этом вопросе - на передовой.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото: автора и studing.od.ua