Располагается деревня Хорошая в 24 километрах от города Остров и входит в состав Воронцовской волости. Географический указатель улыбается автолюбителям своим приятным названием прямо с обочины. Проехать эту деревню сложно. Совсем рядом с указателем стоит абсолютно пустой таксофон. Ничто не указывает на то что здесь когда-то был телефон. «О, деревня Хорошая, телефонная связь тоже», - смеёмся мы с водителем.
- Я здесь живу третий или четвёртый год, уже и сам не помню. Телефонный аппарат есть только в Качаново, это примерно в двух километрах отсюда А здесь у нас только будка, а телефона, как я помню, никогда и не было, - подтверждает наши домыслы местный житель Анатолий Степанов. - Мобильная связь тоже ловит только в определённых местах, выйду на дорогу, только тогда и смогу дозвониться до кого-нибудь.
Впрочем, звонить Анатолию, как он с грустью признаётся, особенно некому. Сестра с племянниками про него почти забыли, а больше никаких родственников не осталось. Только друг из соседней деревни, врач, которого пенсионер уважительно называет «отцом». «Отец» младше мужчины почти в два раза, но действительно заботится о нём по-отечески. На участке Анатолия нет ни огорода, ни колодца, ни бани. Продуктами и водой его снабжает именно друг из соседнего Качаново, где по сравнению с Хорошей деревней, жизнь буквально кипит... В Хорошей деревне всего два жилых дома. Половину своего Анатолий Степанов купил несколько лет назад всего за 15 тысяч рублей. Цена соответствует и внешнему облику жилища. Дом напоминает вотчину гоголевского Плюшкина: захламлённый, с полиэтиленовыми пакетами вместо оконных стёкол, с облупившейся краской на двери и рамах. Но Анатолию и дела нет до внешнего облика жилища. Крыша над головой есть - и хорошо. Сорок лет он пас коров в поле, а два года назад вышел на пенсию, захотелось тишины и спокойствия. А этого в Хорошей деревне предостаточно Сейчас Анатолий Степанов живёт практически отшельником.
- И не скучно вам тут? - осторожно интересуемся мы.
- Иногда скучно, - соглашается мужчина. - Летом в соседних деревнях хоть какая-то жизнь была, мог подхалтурить. Из Погорелки сюда лошадей пригоняли, я за ними следил, кому-то из приезжих нужно было огород вспахать. А сейчас единственное развлечение - вот в Качаново сходить. Но ноги уже не всегда позволяют. Ещё хорошо, что у меня телевизор есть. Теперь я сам себе хозяин: встаю во сколько захочу, включаю фильмы. По вечерам смотрю программы всякие, люблю вот «Хочу жениться» (мужчина имеет в виду телепередачу «Давай поженимся» на Первом канале. - Прим. авт.)...
Сам Анатолий был женат уже три раза, но ни с одной из супруг детей не случилось. Всю нерастраченную любовь мужчина дарит домашним животным. У него две кошки и две собаки. С каждым питомцем связана какая-то история. Например, бывшая хозяйка дворняжки Нюши зарезала знакомого мужчину. Женщина отправилась в колонию, а собачка сама прибежала к Анатолию из соседней деревни, видимо, почувствовала, что он сможет о ней позаботиться. Другую любимицу ночью утащили волки. Рассказывает это мужчина уже будничным тоном, но моё живое воображение мигом рисует страшные картинки.
- А вам-то нестрашно? Живёте один, связи почти нет. Мало ли кто может зайти, да и волки те же самые по ночам гуляют...
- Кто вдруг пройдёт мимо - гостем будет. А волков я не боюсь. У меня нет ружья. Если встречу их, значит, судьба такая. А заболею вдруг - ну, помру, вытянут за ноги, да закопают. Мне не страшно жить и не страшно умирать.

Второй дом в деревне принадлежит пенсионерке Инне Ильиничне, с которой Анатолий даже не знаком. Жить вдвоём в одной деревне и совсем не общаться - как же так? Да уж… Если городские жители из-за своей малообщительности стали повально увлекаться даже фотографированием самих себя, так называемым селфи, то деревенские вот перестают знакомиться с единственными соседями... Бабушка Инна постоянно болеет, и нам тоже не смогла открыть дверь из-за плохого самочувствия. Судя по тому, как её собаки обрадовались булке, которую мы им скормили, не выходит женщина из дома достаточно давно. Глава волости Надежда Павлова сказала, что к пенсионерке приезжает дочь из Санкт-Петербурга, хотела забрать больную мать, но та была непреклонна. Причины известны одной Инне Ильиничне. Обычно пожилые люди «держатся за родную землю», но Инна Ильинична приезжая.
Деревня Хорошая вошла в Воронцовскую волость в 2005 году вообще без населения Мы задумались: а не лучше ли объединять такие деревни с ближайшими населёнными пунктами? И жителям-отшельникам всё веселее будет (и безопаснее - мы, например, не разделяем «философских взглядов» Анатолия Степанова), и расходы на ту же автолавку или почту сократятся...
- Деревни объединять не надо, надо переселять жителей, оставшихся на всю деревню в одиночку. Но проблема в том, что нет свободного жилищного фонда, - комментирует глава Воронцовской волости Островского района Надежда Павлова.
- Бывает, что близко расположенные деревни срастаются сами, как это случилось в Псковском районе с поселениями, объединёнными в Ершово. А если деревни исчезают, то они тоже делают это самостоятельно. На сессиях областного Собрания мы ни разу не обсуждали вопросы о ликвидации того или иного населённого пункта, - отмечает председатель комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Владимир Яников. - Деревня имеет право на существование, даже если в ней всего один житель. А мы как власть обеспечиваем её дорогой, электроэнергией и автолавкой. Автолавка должна подъехать к каждому дому. Но если дома расположены даже на расстоянии 300 метров друг от друга - это уже приличное расстояние.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области, в нашем регионе сейчас 8351 сельский населённый пункт, и, судя по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, в 1919 - населения нет. В 2599 деревнях зарегистрировано меньше 6 жителей, в 1295 - от 6 до 10. В Островском районе не заселены 156 деревень, а в каждой из 133 проживают меньше 6 человек Одна из них - деревня Хорошая. Деревни, в которых почти никто не живёт, со временем становятся деревнями, в которых вообще никто не живёт. Очень не хотелось бы, чтобы деревенька с таким приятным названием окончательно пополнила бы список оных.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru