Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:07

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №8 (9706), 04/03/2015

Уроки с винтовками и патефоном

Русская изба, партизанская землянка, траншея с пулемётным гнездом, уголок пионерской высокой моды и выставка достижений технического прогресса - разве может всё это соседствовать в небольшой комнате в 60 квадратных метров? В Серёдкинской средней школе может. И «соседствует» не просто успешно, но и гармонично, объединившись в очень живой (несмотря на то, что некоторые экспонаты старше даже первых выпускников школы) и наполненный разнообразными событиями историко-краеведческий музей. В прошлом году, кстати, его признали лучшим школьным музеем в районе.

Заходим внутрь и сразу попадаем в настоящую русскую избу Главный её эле­мент - абсолютно антуражная русская печь, которую в начале 90-х смастерили учащи­еся под руководством учителя технологии Евгения Васильева. Только печь - макет, а все остальные экспонаты - подлинные предметы быта 19-20 веков. Диковинные для современных школьников, они, каза­лось бы, не имеют никакого отношения к войне. Но именно с этой экспозиции юные экскурсоводы начинают погружать гостей в тему оной, рассказывая, каким было родное село сразу после её окончания. Уже от одной фразы, что после освобождения в Серёдке, сейчас являющейся одним из двух крупнейших сельских населённых пунктов Псковской области, уцелел один-един­ственный дом, по телу невольно пробегают мурашки. Другие цифры ужасают не мень­ше за время оккупации в Серёдкинском районе (тогда село было райцентром) было сожжено 170 деревень, расстреляны 300 мирных жителей, шестеро погибли под страшными пытками, 2331 человека угнали в Германию.

-  Серёдка была оккупирована в самом начале войны, 17 июля. Три с половиной года село находилось в оккупации, - бойко повествуют ребята, подводя нас к стенду «Партизанское движение на Псковщине». Он пестрит информацией о героических односельчанах наших экскурсоводов. Фамилии Рыбакова, Басклеева, Хоботова знакомы даже тем, кто никак не связан с музеем - в честь партизан названы серёдкинские улицы.

- Мы же все друг друга знаем, а потому наши герои для ребят не хрестоматийные личности, а знакомые их же бабушек или дедушек. Вот, например, это мой со­сед, - отмечает директор школы Светлана Удальцова, указывая на старую фотогра­фию на стене.

Жители Серёдки принимали участие не только в партизанском движении, сражаясь на разных фронтах и проявляя себя в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Им посвящён следующий стенд. Юные исследователи или красные следопыты, как их называли раньше, собрали много информации о серёдкинских участниках войны, но музей регулярно приобщает к своей поисковой работе и ребят, которые не посещают занятия кружка «Моё Отечество». В этом году, как мы уже писали в прошлом номере газеты, учащиеся разных классов Серёдкинской школы будут делать проекты об улицах села, названных в честь его мужественных жителей. Их исследования пополнят обширные фонды музея.

А они действительно являются таковыми - в этом году школьный музей празднует пятидесятилетний юбилей. Многие бывшие экскурсоводы привели сюда уже собственных детей или даже внуков. Президент школьного самоуправления, десятиклассник Денис Михайлов занимается в музее с четвёртого класса. Отец и дед парня - военнослужащие, прадеды - участники Великой Отечественной войны. Денис и сам готовится к поступлению в военное училище. Интерес парня к военной теме закономерен со всех сторон. Когда мы просим показать Дениса самую интересную экспозицию музея, он, не сомневаясь ни секунды, уверенным шагом ведёт нас к самой молодой экспозиции, которая называется «Освобождение».

- Ее мы с учителями создавали в прошлом году, к 70-летию освобождения Серёдки. Наш посёлок освободила 376 стрелковая дивизия, экспозиция посвящена её боевому пути. Большинство экспонатов собрали в ходе поисковой работы, некоторые подарили нам ветераны. Раньше они хранились в кладовых, - объясняет Денис.

В создании экспозиций принимают уча­стие и родители ребят. Например, оружие, переданное музею областным поисковым объединением «След Пантеры», приводят в должный вид именно родители. У подлин­ных экспонатов просверлены стволы: слишком много детей проводят в музее слишком много времени. Участвуют в экспозициях и муляжи советского стрелкового оружия времён войны: винтовка Мосина, пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва.

Интересно рассматривать и «более мирные» экспонаты: юбилейные награ­ды, предметы быта солдат, красноармей­ские книжки, письма с фронта... Кстати, письма - одна из важных и очень тёплых традиций музея. Долгие годы ребята вели переписку с родственниками погибших на серёдкинской земле. Иногда такие письма становились толчком к большой поисковой работе. Некоторые адресаты впоследствии приезжали по приглашению учащихся в Серёдку, отправлялись вместе с ними на воинские захоронения, слушали экскур­сии и дополняли их своими рассказами, семейными историями... С появлением Интернета такая работа, конечно, стала ещё проще и оперативнее. Кстати, именно послевоенному восстановлению и техни­ческому прогрессу посвящена следующая экспозиция музея. Старинные патефон, аппарат Морзе, телефон времён ВОВ в представлении современных школьников, воспитанных на смартфонах и планшетах вряд ли ассоциируются с прогрессом, тем важнее восстановить прерванную связь времён. Впрочем, в этом музее о прерван­ной связи говорить не приходится

- Музей неотделим от уроков истории, вечеров памяти, классных часов. Музейные фонды широко используются в учебно-методической и воспитательной работе. Ребята, которые занимаются в музейном кружке, проявляют себя с разных сторон: кто-то пробует себя в роли экскурсовода, кому-то интересна поисковая работа, не­которым нравится быть корреспондента­ми или оформителями. С удовольствием школьники благоустраивают захоронения, общаются с ветеранами. На сайте школы у нашего музея есть блог, ведут его также учащиеся. Важно, что в любой из этих ро­лей ребята прикасаются к истории родного края и страны, - подчёркивает руководитель школьного музея Серёдки и кружка «Моё Отечество» Наталья Евсевьева.

Именно так воспитывается тот непри­думанный, неглянцевый патриотизм, о не­хватке которого так много сейчас говорят. Чтобы прочувствовать, нужно в первую очередь почувствовать. На занятиях в школьных музеях у ребят есть такая воз­можность.

Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru

 

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков