
Родная племянница Бориса Нина из города Краснокаменска Забайкальского края пообещала, что непременно разгадает семейную тайну и обратилась за помощью к автору этих строк. Честно говоря, я не была уверена, что могила невельского партизана найдется - все-таки 70 лет прошло. Просто решила сделать все от себя зависящее, чтобы совесть была чиста. Но случилось невероятное. То, во что до сих пор трудно поверить. Не успела наша газета появиться в продаже, как последовала развязка героической истории давностью в 70 лет.
Все началось с сайта ОБД «Мемориал». По сути, это часть оцифрованных данных из картотек Центрального архива Министерства обороны о солдатах и офицерах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Поэтому когда в разговоре с Ниной выяснилось, что она не искала дядю на электронном ресурсе ЦАМО, я решила это сделать в первую очередь. Ввела в поисковик фамилию, имя, отчество и год рождения и через минуту получила результат. Партизан Борис Богданов погиб 20 января 1944 года в боях за освобождение Ленинградской области и похоронен в братской могиле близ деревни Мшинская Лужского района. Это было очень, ну очень похоже на правду.
- Все сходится, - убеждала меня Нина Чупина, ошарашенная тем, что ее проблема разрешилась так неожиданно и быстро. - Я уже говорила вам, что в 1977 году отца вызывали в КГБ Витебска и осудили его на 15 лет за то, что во время войны он находился в плену в Германии. На допросе ему показали фото памятника, на котором были выбиты инициалы Бориса. Мемориал стоял рядом с какой-то деревней - ее название отец, к сожалению, не запомнил. Судя по всему, это именно Мшинская. Кроме того, совпадают и его данные, и год рождения. Неужели это правда он?
Сомнений не оставалось. Почти. Смущало только то, что в размещенных на сайте документах Бориса не было сведений о месте его рождения. Кроме того, Нина говорила, что ее дядя только сначала помогал партизанам, а потом ушел на передовую. Впрочем, обращать внимания на эту деталь очень не хотелось — она могла «развалить» нашу идеальную версию. Питерский поисковик Михаил Бородулин посоветовал нам не спешить с выводами. Для начала нужно сделать запрос в фонд Центрального Штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования в Российском Государственном архиве социально-политической истории. Ответ может идти от полугода и дольше, но альтернативы этому пути все равно нет. Перед тем, как последовать совету Михаила, я поинтересовалась у сотрудников сельского поселения Мшинская, не навещал ли кто могилу Бориса. Ничего конкретного на эту тему они не сказали, зато нашли сведения о невельском партизане в Книге Памяти Лужского района. Нина собралась уже брать билеты...
Неоспоримым доказательством того, что Борис Богданов похоронен в братской могиле у деревни Мшинская, стала бы фотография памятника, которую показывали Василию Богданову в витебском КГБ. Поскольку отца Нины реабилитировали, шансы ознакомиться с его личным делом были велики. В день выхода «Псковской провинции» в печать я собралась было писать запрос, но планы изменило письмо нашего постоянного читателя, краеведа Виктора Анзеля из Плюсского района. Через мою коллегу Наталью Игнатенко он передал ссылку на сайт ОБД «Мемориал» с данными о месте захоронения Бориса Богданова. Признаюсь честно, сначала я не собиралась туда заглядывать. Мне казалось, что все и так предельно ясно. Как же мешает нам порой самоуверенность. В этом я в очередной раз убедилась, когда все-таки вчиталась в строчки отсканированного документа. О том, где на самом деле похоронен Борис Богданов, читайте в следующем номере «Псковской провинции».
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru