
ПЛЮССКИЙ РАЙОН
Специалиста-логопеда в районе нет. Единственная ставка такого рода есть в МДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад», но и там на этой должности числится не специалист. Алла Михеева работала учителем начальных классов в Нежадовской средней школе, но затем учебное заведение закрылось. Она осталась без работы и решила попытать счастья в детском саду, куда её с удовольствием взяла заведующая учреждением Вера Тихонова: «Алла Андреевна, хоть и не специалист по дефектологии, работает у нас логопедом. У неё получается, и мы рады этой помощи. Сейчас она получает второе образование уже по нужной нам специальности, учится на первом курсе ПсковГУ, кафедре специальной педагогики психологии, на направлении «дефектологическое образование». Впрочем, местные жители рады и не специалисту: логопедические проблемы у плюсских детей возникают довольно часто, посетовали в отделе образования администрации Плюсского района. Но в детском саду принимают не всех ребят, а только своих воспитанников. Кроме того, даже несмотря на очевидные проблемы, ждать сейчас выделения отдельной ставки не приходится. Поэтому плюсские родители сначала ведут своего ребёнка в поликлинику, а затем, получив врачебное направление, отправляются к специалисту в Псков, в областную больницу.
УСВЯТСКИЙ РАЙОН
Логопед здесь нужен, молодые мамочки заявляют об этом прямо. Женщины хотят отдельного кабинета, пусть и платного. Пока же родителям приходится ездить в соседние Великие Луки, в городскую поликлинику, где есть специалисты. Это не всегда удобно. Женщины говорят, что готовы платить не за проезд, а местному логопеду - если такой появится. В школах и садиках речью детей, конечно, занимаются, но, по словам родителей, явно недостаточно. В районном отделе образования знают о создавшейся проблеме, но пока ничего поделать не могут, финансирования должности логопеда в текущем бюджете не предусмотрено.
- Мы все понимаем. Возможно, в будущем мы посмотрим, что можно сделать, но сегодня денег на логопеда не заложено, - заявили в отделе образования.
НОВОРЖЕВСКИЙ РАЙОН
В районном центре научить детей правильно говорить могут школьный специалист и логопед в садике, рассказали в управлении образования района. Кроме того, в одной из дошкольных групп есть педагог с дополнительным логопедическим образованием. Услуги специалистов востребованы, они загружены работой. Специализированных логопедических кабинетов в районе нет. Не хватает логопедов в школах и садиках на селе. Многие мамы занимаются с детьми сами, пользуются пособиями из Интернета или советами друзей с педагогическим образованием. В прошлом году школьный логопед ездил по отдалённым садикам, школам района, где проводил выездные приёмы. После этого некоторые родители дополнительно возят детей в районный центр и продолжают занятия уже там.
БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОН
Свой, штатный логопед есть в районной школе. Кроме того, при школе, по словам руководителя отдела образования Бежаницкого района Ларисы Гороховой, планируют создать дошкольную группу с логопедическим уклоном. Еще два логопеда есть в детском саду райцентра. Все специалисты имеют профильное, логопедическое образование. Они востребованы. К сожалению в сельских образовательных учреждениях логопеды по штату не положены. Лариса Горохова отметила, что в последнее время родители стали гораздо больше обращать внимания на проблемы своих детей, стремятся решать их кк можно раньше. Иногда даже просят направить малышей в коррекционные школы в Порхов и Красногородск. Зачастую после обучения в них у ребят исчезают проблемы с речью, и они могут хорошо разговаривать и учиться в обычных школах. Такие случаи нередки.
ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН
К огромной радости печорских родителей, дети которых предпочитают «рыбе» «селёдку», с нового учебного года в райцентре наконец-то откроется логопедическая группа. По словам главного специалиста управления образования Печорского района Анны Куликаускене, потребность в такой группе назрела в Печорах уже давно, но не было свободного помещения. Появление группы стало возможным благодаря реконструкции бывшего детского дома в сад «Звёздочка» в сентябре прошлого года. Родители уже начали записывать туда детей, но решение по приёму в группу воспитанников принимает медкомиссия. А не у всех ребят, которым нужна логопедическая помощь, есть соответствующие диагнозы. Пока в списках логопедической группы «Звёздочки» 12 человек. Впрочем, в некоторых печорских садах, независимо от наличия организованной группы, с воспитанниками занимаются логопеды. Это детские сады «Берёзка», «Рябинка», «Светлячок», которые находятся в Печорах Есть логопеды в печорской гимназии и изборском лицее. Частные логопеды в Печорах тоже пытаются строить свой бизнес. Занятие с печорским логопедом на дому обойдётся в 300 рублей. В деревнях логопедов нет, хотя зачастую, сельские ребятишки нуждаются в занятиях с ними.
КУНЬИНСКИЙ РАЙОН
Логопед в районе есть, она работает в Куньинской средней школе. Здесь проходят специальные уроки, где ребята с различными речевыми дефектами получают квалифицированную помощь. Отметим, что отдельного логопедического кабинета в районе нет, как нет специалиста и в местной больнице. Впрочем, как рассказала Марина Морозова, начальник территориального управления Куньинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, школьный логопед помогает всем нуждающимся: «Например, один из моих детей ещё в детском саду не выговаривал некоторые звуки, и школьный специалист быстро ему помог, не отказал. Но, в основном, за логопедической помощью местные жители обращаются в Великие Луки».
ПАЛКИНСКИЙ РАЙОН
В Палкинском районе логопедов можно пересчитать по пальцам одной руки. Специалисты трудятся в Палкинской школе и в детском саду «Тополек», который расположен в поселке. Здесь находится логопедический пункт, где проходят индивидуальные занятия с детками, у которых есть основания для специализированной помощи. Логопедов не хватает, но для открытия новых ставок нет финансовых возможностей. Несколько лет назад таких преподавателей было больше. В случае необходимости ребятишек отправляют в детскую областную больницу. «Потребность в логопедах большая, - говорит ведущий специалист управления образования Палкинского района Любовь Халявина. - Сами понимаете, какая сейчас речь у детей, если родители постоянно сидят за компьютером…».
ОПОЧЕЦКИЙ РАЙОН
В районе есть два логопеда, оба дипломированных специалиста работают в местных учебных заведениях: в средней общеобразовательной школе №4 и гимназии. Они работают здесь давно, можно сказать, что логопеды в районе были всегда. К ним обращаются не только школьники, но и другие ребята с различными дефектами речи «Кроме этих двух специалистов, мы ждём ещё одного: вакансия в районе есть, но нет человека. Мы работаем напрямую с ПсковГУ, надеемся, что скоро из университета в район приедет ещё один логопед», - отметила Светлана Дмитриева, начальник отдела образования, физической культуры и спорта администрации Опочецкого района.
ПОРХОВСКИЙ РАЙОН
Местные детские сады уже лет пять не помнят логопедов. Из штатного расписания дошкольных образовательных учреждений пришлось убрать такую должность из-за нехватки денег в бюджете. На сегодняшний день логопеды трудятся только в школах №1 и №3. Если есть потребность для ребят из деревень, то родители могут отправить своих детей в Псков для прохождения психологомедикопедагогической комиссии. После этого специалист будет предоставлен в рамках договора по оказанию платных услуг. Правда, пока таких случаев не было. Добавим, в Порховском районе работает речевая школа-интернат, где обучают ребят с серьезными нарушениями речи.
ОСТРОВСКИЙ РАЙОН
В Острове логопеды работают только в городских детских садах и школах. При этом нагрузка у преподавателей небольшая - всего половина ставки. Сельские образовательные учреждения чаще всего малокоплектные, поэтому там не открывают ставку для логопеда. В детском саду №5 в Острове работает специальная логопедическая группа, рассчитанная на 12 человек. Такое количество подопечных обусловлено санитарными нормами и правилами. Сюда ходят детки с серьезными нарушениями речи Принимают в группу только ребят с заключением областной психологомедикопедагогической комиссии. В управлении образования говорят, что специалистов не хватает, потребность в логопедах достаточно большая. Деткам из сельских школ приходится обращаться к городским преподавателям - за деньги.
Подготовили Константин КОЗЛОВСКИЙ, Марина ПЕТРОВА, Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ.