
Павел. – Наташа, книга «Оскар и Розовая Дама», кажется, самая маленькая по объёму из тех, что мы читали.
Наталья. – Надо же было чуть-чуть расслабиться после огромной «Исчезнувшей»…
П. – Зато по идеям и мыслям роман про Оскара гораздо объёмнее многих книг.
Н. – Как роман своё произведение определил автор, французский писатель Эрих-Эммануэль Шмитт. А в этом уже намёк на существование неких подтекстов.
П. – Главный герой – маленький мальчик – болен раком. Через несколько дней ему предстоит умереть. Но книга не воспринимается как трагическая. Может, потому что надежд на выздоровление нет с самого начала произведения?
Н. – Думаю, нет. Книга представляет собой развёрнутую метафору о человеческой жизни. Это буквально учебник по правильному восприятию жизни и, да, смерти. Вспомни, ведь отношения Оскара с родителями налаживаются после того, как он осознаёт, что и они когда-нибудь умрут. Как и все люди. Никто не знает, в какой момент это случится. Поэтому так важно как можно полнее проживать каждое мгновение.
П. – А мне кажется, что Шмитт пишет не об этом. Оскар, по сути, проживает обычную жизнь обычного человека. Причём стодвенадцатилетнего, у которого было многое: жена, друзья, случайные интрижки, но ничего сверхъестественного. Так живут миллионы мужчин на Земле. Но мальчик острее осознаёт важность этой жизни – ведь она такая короткая…
Н. – Наши читатели, наверное, сейчас ничего не поняли из твоей реплики.
П. – Ничего: прочитают и поймут, как можно быть стодвенадцатилетним мальчиком.
Н. – Твои размышления не противоречат моим. Оскар научился ценить мгновения, а потому и важность такой короткой жизни он чувствует так сильно. Мальчик, которому буквально вынесен «смертный приговор» не ждёт конца с постной миной, а живёт, чувствует и философствует.
П. – А вот его родителям не до философии. Они даже не могут поговорить с ребёнком – и их можно понять. Оскар поначалу жесток по отношению к ним, не хочет их видеть, но Розовая Дама объясняет мальчику, что они чувствуют.
Н. – Розовая Дама во многом определяет мышление Оскара. Без неё мальчику было бы слож-нее принять свою болезнь, да и к жизни, наверное, он относился бы по-другому. Но и Оскар, сам того не зная, очень влияет на эту женщину. Только для него из Розовой Дамы она превращается в Розовую маму, только рядом с ним (об этом не написано прямо, но можно догадаться) она становится такой интересной, весёлой и мудрой собеседницей. Получается, эта книга ещё и о том, как мы влияем друг на друга.
П. – Во многом это роман и о Боге. Но «Оскар и Розовая Дама» вряд ли станет настольной книгой для православного или католика – мальчик весьма по-свойски обращается с всевышним, пишет ему письма, признаётся, что никогда не верил в него, даже обижается на него. Для ребёнка Бог словно живой человек. Он общается с ним так, как ему привычнее. Понимая при этом, что разговаривает с кем-то, кто может исполнять желания, пусть и нематериальные.
Н. – В книге вырисовывается интересная параллель между Богом и Дедом Морозом. Наверное, это логично для ребёнка, которому ничего не говорили о религии. Оскар знает, что есть Дед Мороз. Вернее, он знает, что его нет, это глупые выдумки родителей. Тем не менее, он знает, что функция этого придуманного волшебника – дарить детям подарки. Но мальчик находится в такой ситуации, что материаль-ных подарков ему уже не нужно. Поэтому, когда обычные дети пишут письма Деду Морозу, он в той же форме обращается к Богу. После первой фразы книги «Дорогой Бог!» сложно закрыть произведение. Это наивно, но глубоко.
П. – Наташ, мы с тобой, на первый взгляд, раскрыли весь сюжет романа. Вот только он становится понятен после начальных строк произведения. Его нужно читать не ради закрученного сюжета – его здесь и нет – а ради того, чтобы по-другому посмотреть на собствен-ную жизнь. Причём прочитать книгу придётся не один раз – в ней заложено слишком много мыслей...
Н. – Вот и нашу статью уже нужно заканчивать, а мы рассказали ещё далеко не обо всём. Тем интереснее. Каждый сам найдёт в книге свои смыслы.