Здесь проходил Первый открытый областной фестиваль спортивно-технического творчества учащихся, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В фестивале приняли участие около 50 авиамоделистов из Новоржевского, Опочецкого и Печорского районов и городов Пскова и Великих Лук.
Ребята из Великих Лук назвали свою команду «Нормандия-Неман» в честь знаменитой французской эскадрильи, воевавшей во время Второй мировой войны против немецких войск на советско-германском фронте в 1943-1945 годах. Этот фестиваль для команды первый. В составе великолукской эскадрильи семь авиаторов в возрасте от 10 до 14 лет, авиамоделизмом ребята занимаются уже два года. Раньше они делали стендовые модели - масштабные копии реальных летательных аппаратов. Но не так, как любой мальчишка в детстве - клеили готовый пластиковый самолёт, купленный в магазине, а сами мастерили все детали из дерева, пластика, металла и раскрашивали получившийся аппарат в цвета реально существующих авиаполков или пассажирских компаний.

На «дворцовом поле» ребята осваивали совершенно другой вид авиамоделизма - практические, летающие агрегаты По виду эти самолёты больше похожи на первые аэропланы братьев Райт или на гигантских стрекоз. При их изготовлении почти не используется металл, крылья - размахом до двух метров - обтягиваются легкой, прозрачной плёнкой, из-под которой виднеются рёбра-лонжероны из пластика или дельта-древесины.
- Наша цель - полёт, изучение аэродинамики, профилей крыла, поведения машины в воздухе, - рассказывает участник «Нормандии-Неман» Павел Беляков.

В качестве «пламенного мотора» в самолётах используется резиновый жгут, его закручивают в тугую спираль при помощи обычной ручной дрели, в которую вместо сверла вставлен специальный крючок. Потом пилот разбегается и подбрасывает аэроплан в воздух, и неуклюжий на вид летательный аппарат набирает высоту и скорость. Высота довольно приличная, на уровне девятиэтажного дома, скорость и дальность полёта тоже впечатляют – не всякий велосипедист угонится за моделью, улетевшей на несколько сотен метров.
Не обошлось на фестивале и без авиакатастроф, порывы ветра прикладывали хрупкие конструкции об землю, и не все из них переживали это безболезненно. Один из самолётов буквально брызнул обломками. Однако в этом случае хорошо проявились авиамодельное братство и взаимопомощь. Обломки собрали и начали восстанавливать. Оказалось, не все так страшно, и модель развалилась на части, и лишь фюзеляж раскололся пополам в неположенном месте. Лёгкую деревянную конструкцию перетянули скотчем и усилили дополнительными планками, и она вновь может лететь. Чей это самолёт, ремонтники даже не знали.
- Мне это не важно, главное помочь коллеге, - говорит один из них, Владимир Яковлев. Он занимался авиамоделизмом с юности. Когда-то даже вел авиамодельную секцию, а сегодня просто приехал поддержать ребят, передать свой опыт. По его словам, нынешний фестиваль даст путевку в небо многим ребятам Прочувствовав азы полетов резиномоторных самолётов, можно приступать к следующему этапу - моделям с двигателями внутреннего сгорания и даже к реактивным аппаратам. В странах Европы для таких энтузиастов существует целая индустрия, а цена реактивного двигателя для модели может быть сравнима с ценой подержанного автомобиля.

По словам заведующего техническим сектором Псковского областного Дома детства и юношества «Радуга» Кирилла Воробьева, в фестивале хотела принять участие и команда моделистов-вертолётчиков со своими винтокрылыми машинами, но не смогли приехать и обещали быть в другой раз Сильнее всех оказались псковские ребята, занявшие первые места почти во всех номинациях. Замыкали тройку призеров ребята из Опочки и Порхова.
Добавим, что подобный фестиваль проходил в Псковском районе впервые. До того его несколько лет организовывали в Острове, но там не осталось полей, пригодных стать временным аэродромом для авиамоделистов.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото Павла ДМИТРИЕВА.