Где я подцепил клеща, точно не знаю. Возможно, это произошло в лесу под Печора-ми. Мы с товарищами ездили в лес стрелять из пневматической винтовки. Почувствовав себя партизанами, решили вернуться к машине другим путём и немного поблуждать, воспользовавшись компасом и навыками ориентирования. В итоге зашли в болото, пришлось закатать штаны и идти по колено в воде. Видимо, этим и воспользовался клещ, когда мы вышли на сухое место.
Укус я обнаружил лишь вечером в понедельник, в душе. Сначала принял его за прыщик, но прыщиков с торчащими лапами не бывает. Да и припухлость вокруг была очень подозрительной. Стало ясно - клещ. В подростковом возрасте у меня был знакомый, перенесший энцефалит как раз после укуса. Он напоминал человека после долгого запоя - руки тряслись, речь невнятная, глаза красные запавшие. Можно остаться парализованным - полностью или частично, и даже повредиться разумом или умереть Поэтому сразу из душа помчался в травмпункт, где клеща удалили и положили в специальную баночку.
В лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии меня ждал первый сюрприз - исследование стоит 500 рублей. Здоровье дороже, и я заплатил. Хотя за день до зарплаты каждый рубль ценен, это были последние деньги. А ведь клещи переносят не только энцефалит, но и боррелиоз. Это еще около 200 рублей, но в лаборатории не было необходимых реактивов… На следующий день узнал, что мой клещ оказался энцефалитным. Лечение необходимо начать не позднее 96 часов с момента укуса, пока вирус еще не успел достаточно распространиться. Получаю направление на госпитализацию в городскую больницу №2, известную как «инфекционная». В своё время я даже задерживал дыхание, проходя мимо её стен – голливудские страшилки о страшных пандемиях сделали своё дело. А теперь я сам один из этих больных.

Оформили довольно быстро, взяли кровь на анализ, выдали кружку и ложку. А вот и моя кровать в палате №3 – деревянный щит и тоненький матрас. Кстати, инъекцию «от боррелиоза» тоже сделали - для профилактики, не дожидаясь результата анализа. Препарат нужно разводить с обезболивающим – например, новокаином, но в те дни его в больнице не было, и «целебный порошок» разбавляли обычным физраствором - три раза в день глубоко в мышцу, и от них сводило судорогой даже пальцы ног. На пять-семь минут забываешь обо всем - боль адская, проходит сон. И даже страх того, что свежепобеленный потолок палаты - это последнее, что можно увидеть в жизни, отходит на задний план. А страх этот – отнюдь не беспочвенный. В больнице довелось услышать, что уже несколько человек в области умерли от энцефалита. Глав-ной причиной было несвоевременно начатое лечение – первые симптомы болезни могут проявиться и через месяц, они похожи на ОРЗ. Если человек вынул клеща сам, не проверился, а потом заболел, то он начинает лечиться от гриппа, ибо к тому времени уже и думать забыл про укус. Время упущено, и остаётся только молиться - лекарства от энцефалита нет. Врачи успокоили: если вирус в клеще, это не означает, что вирус есть и у меня в крови. Кстати, на это влияет и способ извлечения кровососа: если его мазать маслом, рвать на части, выковыривать иголкой – в предсмертных судорогах насекомое может извергнуть содержимое своего желудка вам в кровь, и тогда заражения не избежать. В обычной же ситуации клещ старается тянуть «все в себя», всасывать вашу кровь и не делится своей микрофлорой. Поэтому извлечение непрошеного гостя лучше доверить медикам.
Само пребывание в больнице было весьма однообразным и скучным. Лекарства могут вызвать аллергическую реакцию, и для ее подавления приходилось пить таблетки, от которых сильно клонило в сон. Кормили просто – суп, каша, макароны, сосиски, ломтик сыра, компот. Примерно как раньше в школе. Прогулки по отделению не приветствовались, из отделения не выпускали даже в холл, в соседних палатах лежали «кишечные» больные, прогулки могли привести к вспышке инфекции за стенами больницы. Оставалось только спать или слушать радио в телефоне. Читать не получалось, засыпал с книгой в руках. Так же вели себя и соседи по палате, все трое - после укусов клещей. Один из них приходил в себя после боррелиоза - пришлось пережить и судороги, и температуру под 40, и бред.
К счастью, в моей крови не обнаружили вируса и через неделю выписали домой. Но наблюдаться у инфекциониста предстоит еще несколько недель, сдать контрольный анализ крови и принимать таблетки. Энцефалит - дело серьезное, лучше перестраховаться.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото автора