
А такта для тактильного общения хватает не у всех. Выходит, «у каждого из нас своя глухота и своя слепота». Эти слова из автобиографической повести поэта Ирины Поволоцкой красной нитью проходят через уникальный социокультурный проект Театра Наций - спектакль «Прикасаемые». В рамках международного экономического форума необычный спектакль показали на Новой сцене Александринского театра.
Касается каждого
- Новая сцена Александринки позиционирует себя как центр искусств, раздвигающий границы коммуникации, поэтому мы не могли пройти мимо спектакля «Прикасаемые», - рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. - Это театр социальный, который учит, воспитывает. Иногда мы побаиваемся, отстраняемся от каких-то вещей, но «Прикасаемые» ломают стереотипы.

«Прикасаемых» в спектакле семеро. Они не просто актёры, но и герои этого спектакля. Их истории помогают рассказывать проводники - юноши и девушки в одинаковых серых костюмах, выглядящих ещё более унифицированными на фоне ярких, подчёркнуто индивидуальных нарядов слепоглухих. Слесарь Алексей Горелов внимательно пересчитывает ступеньки в метро, идя на работу, и проводники очень динамичным пластическим этюдом передают этот непростой путь незрячего и неслышащего человека в час-пик. Звучат отрывки из дневников Алёны Капустьян о путешествии с родителями в Грецию, и трое молодых людей подхватывают на руки Алёну, радостно сияющую и как будто вновь переживающую тот удивительных полёт. В полётах на руках проводников, на сцене - как настоящая актриса - Алёна отметила своё семнадцатилетие. Красивая, талантливая, светлая девочка. Слух она потеряла в полтора месяца, зрение - в 6 лет. Об этом голосом одного из проводников «рассказывает» мама Алёны. Близкие слепоглухих людей тоже становятся героями спектакля. Это не глянцевая, придуманная сказка о смирении и счастливых, несмотря ни на что, улыбках. Это документальная пьеса, в которой есть место истерикам, слезам, обжигающему чувству несправедливости - «почему именно в нашей семье, с нами, со мной». За час спектакля вместе с героями проживаешь столько эмоций, что когда он заканчивается, невольно задумываешься, как ничтожно то, что ты привык называть «проблемами», и как ценно то, чему ты никогда не придавал значения, относясь к нему как к самому собой разумеющемуся. Зажмуриваешь глаза и содрогаешься от мурашек - страшно. Впрочем, как справедливо замечает в конце спектакля Профессор (слепоглухой доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования Александр Суворов), герой Анатолия Белого, подобные «зажмуривания» «не имеют ничего общего с реальной жизнью». Этот спектакль - не попытка прочувствовать мир слепоглухого человека, что заведомо обречено на провал. Это яркое и громкое заявление о себе и своих проблемах тех, кто раньше мог сделать это едва ли не исключительно дактилем - о слепоглухоте в России только недавно начали «говорить вслух».
- До работы над этим спектаклем никогда не слышала о слепоглухоте. В моём мире всё перевернулось, - подчёркивает Заслуженная артистка России Анна Ковальчук, исполнительница роли первой советской слепоглухой женщины-учёного Ольги Скороходовой. - Мы всегда боимся опоздать, что-то не услышать и не увидеть. Постоянно бежим, но в итоге остаёмся в пустоте. Ребята, с которыми я познакомилась, не видят и не слышат. Но их внутренний мир чрезвычайно богат! Бессловесное общение удивительно искреннее, обмануть человека прикосновением невозможно.

Затоптать
Именитые актёры рассказывают об особенностях общения со своими партнёрами во всех интервью. Конечно, внимание «звёзд» способствует и вниманию прессы. Но ведь слепоглухим артистам было гораздо сложнее! То, что делают они, похоже на чудо: танцуют (даже без сопровождающих), синхронно и уверенно двигаются по сцене, периодически реагируют на реплики или действия проводников без тактильного контакта. И всё это в темноте, тишине, словно по безукоризненно отточенному внутреннему сигналу. На самом деле этот «внутренний сигнал» обеспечивают свои секреты. Поверхность сцены устлана «ковриками» разных фактур и рельефов, символизирующими доступную и не очень среду, в которой приходится существовать слепоглухим людям. Переход из одной зоны в другую и является сигналом к смене действия. Такой же сигнал - «ноу-хау» дизайнера по ароматам спектакля: деликатно сменяющиеся запахи служат дополнительными ориентирами. И всё же: сколько работы за одним только объяснением подобных ориентиров!
- Творческие лаборатории начались в августе прошлого года. Опыта не было вообще, зато было много стереотипов о разграничении пространства со стороны слепоглухих. Сначала мои друзья вообще не понимали, зачем в этом спектакле зрячеслышащие актёры, о чём нам говорить, - вспоминает актриса, героиня и эксперт проекта «Прикасаемые» Ирина Поволоцкая, которая и убедила слепоглухих людей принять участие в необычном спектакле. - Мы учились выстраивать взаимодействие, понимать друг друга, прислушиваться к вибрациям, чтобы ориентироваться. Старались поменьше затрагивать теорию. Всё гораздо лучше получалось на практике. Никто, в том числе и мы сами, не знал, сколько мы можем. Пробовали, искали пути и возможности.
Творческие лаборатории длились по несколько часов раз или два раза в неделю. Перед показом эскиза спектакля в октябре репетировали без выходных, с утра до вечера. Перед премьерой в апреле работали в ещё более плотном графике. Это был сложный, но, как признаются все участники, увлекательный процесс. И он был в радость.

- Проект важен для нас с двух сторон. Во-первых, это возможность простым языком рассказать о проблемах слепоглухих людей, показать вообще, что такая категория инвалидов есть, что они могут и должны быть полноценными участниками общественной жизни. А, во-вторых, для самих слепоглухих людей - это мощная реабилитация. Через творчество их жизнь меняется. Они начинают лучше говорить, двигаться по-другому и, самое важное, увереннее чувствовать себя, - подчёркивает президент Фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение» Дмитрий Поликанов.
«Прикасаемые» уже изменили жизнь как минимум семерых героев спектакля. У Фонда, занимающегося не адресной, а системной помощью, есть планы по распространению уникального опыта сенсорного театра в регионах. А актёры, воодушевлённые очень тёплым, нет, неправильное слово, душевным, эмоциональным приёмом петербургской публики, готовятся к покорению других городов. Их гастрольный график пока на стадии обсуждения. Возможно, однажды и на сцене псковского драматического театра прозвучит мощный топот в честь «Прикасаемых». Топот - это аплодисменты для слепоглухих. Того, кто хочет, чтобы его услышали, обязательно услышат.
Наталья ИГНАТЕНКО.
Фото пресс-службы Александринского театра.