Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:39

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. № 25 (9723), 01/07/2015

ПрикасаеМЫе

Они слышат и видят только пальцами. И живут. Общаются, влюбляются, ссорятся, учатся, работают, читают книги, путешествуют, ходят в театр и даже играют в нём, чувствуют... Они слепоглухие. Прикасаемые. Их мир не на другой планете. Он в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки. Только эту руку нужно протянуть.

А такта для тактильного общения хватает не у всех. Выходит, «у каждого из нас своя глухота и своя слепота». Эти слова из автобиографической повести поэта Ирины Поволоцкой красной нитью проходят через уникальный социокультурный проект Театра Наций - спектакль «Прикасаемые». В рамках международного экономического форума необычный спектакль показали на Новой сцене Александринского театра.

Касается каждого

- Новая сцена Александринки позиционирует себя как центр искусств, раздвигающий границы коммуникации, поэтому мы не могли пройти мимо спектакля «Прикасаемые», - рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. - Это театр социальный, который учит, воспитывает. Иногда мы побаиваемся, отстраняемся от каких-то вещей, но «Прикасаемые» ломают стереотипы.

«Прикасаемых» в спектакле семеро. Они не просто актёры, но и герои этого спектакля. Их истории помогают рассказывать проводники - юноши и девушки в одинаковых серых костюмах, выглядящих ещё более унифицированными на фоне ярких, подчёркнуто индивидуальных нарядов слепоглухих. Слесарь Алексей Горелов внимательно пересчитывает ступеньки в метро, идя на работу, и проводники очень динамичным пластическим этюдом передают этот непростой путь незрячего и неслышащего человека в час-пик. Звучат отрывки из дневников Алёны Капустьян о путешествии с родителями в Грецию, и трое молодых людей подхватывают на руки Алёну, радостно сияющую и как будто вновь переживающую тот удивительных полёт. В полётах на руках проводников, на сцене - как настоящая актриса - Алёна отметила своё семнадцатилетие. Красивая, талантливая, светлая девочка. Слух она потеряла в полтора месяца, зрение - в 6 лет.  Об этом голосом одного из проводников «рассказывает» мама Алёны. Близкие слепоглухих людей тоже становятся героями спектакля. Это не глянцевая, придуманная сказка о смирении и счастливых, несмотря ни на что, улыбках. Это документальная пьеса, в которой есть место истерикам, слезам, обжигающему чувству несправедливости - «почему именно в нашей семье, с нами, со мной». За час спектакля вместе с героями проживаешь столько эмоций, что когда он заканчивается, невольно задумываешься, как ничтожно то, что ты привык называть «проблемами», и как ценно то, чему ты никогда не придавал значения, относясь к нему как к самому собой разумеющемуся. Зажмуриваешь глаза и содрогаешься от мурашек - страшно. Впрочем, как справедливо замечает в конце спектакля Профессор (слепоглухой доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования Александр Суворов), герой Анатолия Белого, подобные «зажмуривания» «не имеют ничего общего с реальной жизнью». Этот спектакль - не попытка прочувствовать мир слепоглухого человека, что заведомо обречено на провал. Это яркое и громкое заявление о себе и своих проблемах тех, кто раньше мог сделать это едва ли не исключительно дактилем - о слепоглухоте в России только недавно начали «говорить вслух».

- До работы над этим спектаклем никогда не слышала о слепоглухоте. В моём мире всё перевернулось, - подчёркивает Заслуженная артистка России Анна Ковальчук, исполнительница роли первой советской слепоглухой женщины-учёного Ольги Скороходовой. - Мы всегда боимся опоздать, что-то не услышать и не увидеть. Постоянно бежим, но в итоге остаёмся в пустоте. Ребята, с которыми я познакомилась, не видят и не слышат. Но их внутренний мир чрезвычайно богат! Бессловесное общение удивительно искреннее, обмануть человека прикосновением невозможно.

Затоптать

Именитые актёры рассказывают об особенностях общения со своими партнёрами во всех интервью. Конечно, внимание «звёзд» способствует и вниманию прессы. Но ведь слепоглухим артистам было гораздо сложнее! То, что делают они, похоже на чудо: танцуют (даже без сопровождающих), синхронно и уверенно двигаются по сцене, периодически реагируют на реплики или действия проводников без тактильного контакта. И всё это в темноте, тишине, словно по безукоризненно отточенному внутреннему сигналу. На самом деле этот «внутренний сигнал» обеспечивают свои секреты. Поверхность сцены устлана «ковриками» разных фактур и рельефов, символизирующими доступную и не очень среду, в которой приходится существовать слепоглухим людям. Переход из одной зоны в другую и является сигналом к смене действия. Такой же сигнал - «ноу-хау» дизайнера по ароматам спектакля: деликатно сменяющиеся запахи служат дополнительными ориентирами. И всё же: сколько работы за одним только объяснением подобных ориентиров!

- Творческие лаборатории начались в августе прошлого года. Опыта не было вообще, зато было много стереотипов о разграничении пространства со стороны слепоглухих. Сначала мои друзья вообще не понимали, зачем в этом спектакле зрячеслышащие актёры, о чём нам говорить, - вспоминает актриса, героиня и эксперт проекта «Прикасаемые» Ирина Поволоцкая, которая и убедила слепоглухих людей принять участие в необычном спектакле. - Мы учились выстраивать взаимодействие, понимать друг друга, прислушиваться к вибрациям, чтобы ориентироваться. Старались поменьше затрагивать теорию. Всё гораздо лучше получалось на практике. Никто, в том числе и мы сами, не знал, сколько мы можем. Пробовали, искали пути и возможности.

Творческие лаборатории длились по несколько часов раз или два раза в неделю. Перед показом эскиза спектакля в октябре репетировали без выходных, с утра до вечера. Перед премьерой в апреле работали в ещё более плотном графике. Это был сложный, но, как признаются все участники, увлекательный процесс. И он был в радость.

- Проект важен для нас с двух сторон. Во-первых, это возможность простым языком рассказать о проблемах слепоглухих людей, показать вообще, что такая категория инвалидов есть, что они могут и должны быть полноценными участниками общественной жизни. А, во-вторых, для самих слепоглухих людей - это мощная реабилитация. Через творчество их жизнь меняется. Они начинают лучше говорить, двигаться по-другому и, самое важное, увереннее чувствовать себя, - подчёркивает президент Фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

«Прикасаемые» уже изменили жизнь как минимум семерых героев спектакля. У Фонда, занимающегося не адресной, а системной помощью, есть планы по распространению уникального опыта сенсорного театра в регионах. А актёры, воодушевлённые очень тёплым, нет, неправильное слово, душевным, эмоциональным приёмом петербургской публики, готовятся к покорению других городов. Их гастрольный график пока на стадии обсуждения. Возможно, однажды и на сцене псковского драматического театра прозвучит мощный топот в честь «Прикасаемых». Топот - это аплодисменты для слепоглухих. Того, кто хочет, чтобы его услышали, обязательно услышат.

Наталья ИГНАТЕНКО.

 

Фото пресс-службы Александринского театра.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков