Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:15

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №37 (9735), 23/09/2015

Прививка человечности

После недавнего инцидента со страдающей аутистическим расстройством сестрой супермодели Натальи Водяновой, которую выгнали из кафе, многие с сожалением принялись говорить, что без наличия именитого родственника люди с ограниченными возможностями здоровья заявить о своих проблемах не могут. На самом деле, конечно, могут. И делают это громко, уверенно и ярко. На сцене псковского драматического театра состоялся третий фестиваль особых театров «Великая сила искусства».

ЭТО НЕ РЕКВИЗИТ

Большая часть зрителей «Красной Шапочки» нидерландской театральной студии «Wens» - воспитанники Бобровского специального интерната. Форма сказки, выбранная режиссёром Иориттом Уле, доступна и понятна малышам. Но голландцы привезли необычную сказку: их главная героиня живёт в Амстердаме, дружит с Золушкой, Волка не боится, а ходит с ним на свидания. Романтичную натуру внучки как никто понимает её Бабушка: в молодости она была такой же влюбчивой. Бабушка Красной Шапочки выезжает в коляске - кажется, логичнее реквизита не придумать. Только это не реквизит. Юная исполнительница роли пожилой леди очаровательно улыбается и очень проникновенно поёт. Ей хлопает весь зал.

После спектакля осторожно двигаемся к выходу вместе с Павлом Журавлихиным, особым актёром московской театральной студии «Круг II». Мы познакомились час назад, но смеёмся как давние знакомые. Паша просто подсел на соседнее кресло и сразу же, без искусственности и стеснения, вывалил на меня целый шквал информации о себе, своей театральной студии и их спектакле «Отдалённая близость», не уставая напоминать, чтобы я не забыла прийти и на него. Такой внутренней свободы и искренности зачастую очень не хватает людям, привыкшим в противовес особым считать себя «особенными». Вдруг Паша перестал весело тараторить.

- Ребёнку плохо, нужно ей помочь, девочке нехорошо, где здесь туалет? - забеспокоился он, увидев испачкавшуюся рвотой девочку из Бобровского интерната, беспомощно сидящую на кресле. Паша единственный это заметил. Стало стыдно за себя и за всех нас вокруг, таких здоровых и таких невнимательных. У каждого (именно у каждого, диагнозы вообще ни при чём) есть свои особенности. Важно быть добрее или хотя бы менее равнодушнее к ним.

К девочке, впрочем, сразу прибежали воспитатели.

КОГДА ЖЕ ТЫ СДОХНЕШЬ?

В образе французского мима Паша приветливо улыбнулся мне и вечером, перед показом спектакля «Белое на чёрном» по одноимённому автобиографическому произведению Рубена Гальего. Вместе с друзьями из «Круга II» они раздавали открытки с сочащимися оптимизмом призывами «Улыбайся всегда», «Смейся», «Жизнь прекрасна». Эти призывы красной нитью проходили и через пресловутый «Белое на чёрном» от новгородского театра «Жест». «Жест» - театр безграничных возможностей, театр неслышащих актёров, актёров с поражениями опорно-двигательного аппарата. Театр героев.

- Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть, - бросает в зал цитату Рубена Гальего актёр-герой Вова Маслов. «Когда же ты сдохнешь? », - по-соседски просто интересуется бабушка, подливая ему фирменного борща. Бабушка не Вовы-героя, а просто героя, Рубена, который, безусловно, тоже герой. Такого юмора, местами, да, чёрного, в спектакле много. Ведь ни роман, ни спектакль не об инвалидности. Звучащие переживания и размышления Рубена приобретают очень личное звучание: у многих актёров такой же диагноз, как у автора. Ни автор, ни герои-актёры (и актёры-герои) не хотят, чтобы их жалели. Да и с какой стати? Они любят жизнь так, что впору жалеть тех, кто «не обречён» и не осознаёт всей силы такого подарка судьбы. А насчёт черноты юмора - так даже символичнее. Со сцены актёры заявляют, что не любят как раз белый цвет - цвет бессилия и обречённости, цвет больничного потолка и белых простыней. Чёрный же они, вслед за Рубеном Гальего, называют цветом борьбы и надежды. «Это цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски», - манифестирует Вова Маслов, с силой... поднимаясь с коляски. После такого жеста можно только вытереть блестящие глаза и что есть мочи аплодировать. После такого «Жеста» слов уже не остаётся.

Словно поняв это состояние (а может быть - и без «словно») возле гардероба вдруг снова появляются актёры «Крута II», уже стёршие с лиц грим. Коллега Паши, с которым мы познакомились днём, Женя Скокова несколько секунд всматривается в мои глаза и молча обнимает. Паша улыбается и снова просит не забыть прийти завтра на их «Отдалённую близость».

МЕТАФОРА В КАСТРЮЛЬКЕ

«Отдалённая близость» начинается с вопроса, который громко задаёт девочка в белом платье - почему я живу? Задаёт себе, но кажется - всему залу. И всему залу тоже хочется задать этот вопрос себе. Актёры вообще делятся со зрителем всем важным и ценным, что таковым считают. Они настолько искренны в представлении своей постановки, что даже самые скептичные зрители (впрочем, таких явно меньшинство, они просто не попали в заполненный лишь на две трети зал) разжимают кулаки и полностью отдаются восприятию. Две девушки режут овощи для супа и улыбаются друг другу улыбками женщин, за готовкой судачащих о чём-то своём, лёгком и простом: вот дядя Коля, например, не приехал косить траву, а в огороде выросли красные помидоры. В этом спектакле вообще всё так: легко, просто, а потому понятно всем. Но это «легко» о сложном: одна пара четверостишиями в духе шукшинских чудиков кокетничает друг с другом; двое мужчин постоянно сталкиваются лбами, ведя явную борьбу с чужим «я » внутри собственного; девочка в белом платье рассказывает сказку о тараканах - о женщине, которая дружила только с тараканами. «Отдалённая близость» - это интегративный театральный проект. В театральной студии «Круг II» 30 актёров, имеющих интеллектуальную недостаточность, психические, соматические и генетические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, есть и их здоровые сверстники. Актёр Александр Довгань признаётся, что поначалу очень боялся выходить на сцену: стеснялся своей проблемы с позвоночником, не хотел выделяться на фоне других. Но в процессе работы над спектаклем Александру и другим актёрам объяснили, что главное в человеке не тело, а его творческая деятельность. Теперь уже три года Саша вместе с друзьями объясняют это и зрителям. И их всегда понимают. В этом спектакле действительно всё легко и просто. В нём нет как такового сюжета. Сменяют друг друга словесные, пластические и музыкальные этюды, основой для которых послужили литературные произведения и дневниковые записи людей с ограниченными возможностями здоровья.

Часто такие люди воспринимаются обществом как лишённые чего-то. Они действительно очень лишены общения и возможности творческого самовыражения. Мне опять стыдно - зачастую всего этого лишаем их именно мы, в том числе, и заполняя залы театра, где происходит такое важное действо, лишь на две трети. И ведь важное для себя, наверное, даже в большей степени. Можно не любить такое искусство - о вкусах не спорят (хотя суп, который в итоге приготовили актёры, с одинаковым аппетитом едят и герои спектакля, и зрители -такая метафора в кастрюльке). Но нельзя не давать ему права на существование, не признавать его как искусство. Особые актёры помогают взглянуть на мир с особого ракурса. А их «незаретушированность» часто даёт понять, что наоборот ты чего-то лишён. Впрочем, это только полезно. Прививка человечности.

Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru

Фото Виктории ЗАРЕЦКОЙ и Павла ДМИТРИЕВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков