
На входе в Детскую деревню-SOS в Борисовичах Псковского района меня встречает мальчик, протягивает руку: «Сергей». Заводит в один из коттеджей, просит обуть тапочки, которые тут же находит в одном из ящиков. В домике живут 12 ребят от и до 17 лет - участники диагностического лагеря для подростков из приёмных семей. Мой провожатый плохо учится. Родители могут ругать его за каждую двойку и тратить деньги на репетиторов, а потом снова ругать Серёжу. Но они пошли другим путём, решили разобраться в причинах происходящего. Их может быть две: он либо элементарно ленится, либо просто не в состоянии освоить программу.
- Родителю, который брал ребёнка из интерната в год-два-три, так же, как и кровному, невероятно сложно бывает признать умственную отсталость, что ребёнку показан другой образовательный маршрут, более лёгкий, - объясняет Елена Гаврилова, психолог Детской деревни-SOS, руководитель проекта. - С одними родителями мы 4 месяца потратили, чтобы они поверили. Наша задача, чтобы родителям стало комфортнее и легче общаться с ребёнком, чтобы они стали друг друга лучше понимать. Кто-то меняет школу для своего ребёнка на специализированную и перестаёт мучать его репетиторами по физике.
Елена Гаврилова летом написала проект «Любящая семья для каждого ребёнка», в июле детская деревня получила грант. Идея проекта необычная. Лагерь диагностический. Дети проводят здесь короткую недельную смену, их было уже пять: четыре летом, ещё одна на осенних каникулах. Две смены пройдут во время зимних каникул, одна - весной. Вожатые смен - два психолога и педагог-воспитатель.
- За неделю помочь нереально, а диагностировать - можно. Затем мы планируем дальнейшую работу. Здесь мы выстраиваем ситуации, чтобы дети могли в них проявиться, - нас неожиданно прерывает громкий звук: со второго этажа падает чей-то телефон. - Например, вот так проявиться, - улыбается Елена Анатольевна. - Этого бойца гоняют изо всех школ, мама в недоумении: «Почему?». Хороший, весёлый мальчик!
Сам «боец» «скатывается» по лестнице, хватает телефон и убегает обратно. Он, как и всякий ребёнок в лагере, в новых, кризисных условиях, когда рядом нет родителей, и десяток новых сверстников, займёт здесь какой-то статус. Проявится стиль адаптации к взрослым: умеет с ними договариваться или нет, пытается ли капризничать, можно ли оставить ребёнка дома одного. И, что важно, умеет ли работать: дети в лагере сами готовят и поддерживают чистоту в доме. Выясняется, что кто-то из ребят - лидер через силу, кто-то - через компетентность, потому что он всегда может что-то придумать. А другой просто может стукнуть. Воспитатели останавливают детей, только если замечают какое-то унижение.
- Многие дети просятся сюда вновь. Это место, где они достигли успеха. Успех - не когда тебя по головке гладят: «Ути, моя сиротка», - этого в их жизни много и не ценится. А успех, которого он сам добился. Летом мы раскатывали сено и укрывали яблони. Первая бригада три ряда раскатала, а вторая - шесть. Они придумали способ, чтобы было легче. Третья бригада делает 8,5 ряда, у них сено закончилось - на рекорд шли.
- Мы всё замечаем и говорим родителям: вот на это качество в ребёнке вы можете положиться. Он дом построит на пустом месте, накормит вас, если нужно будет. Притом, что курит, и у него двойка по английскому, -смеётся Владимир Мезенцев, педагог-организатор Детской деревни-SOS.
Родители так много времени проводят со своими детьми, что зачастую не замечают собственных ошибок. «Очень у меня ленивый ребёнок, - говорит одна мама, - ни картошки почистить, ни полы помыть, с дивана с чипсами не поднять». При этом она была готова приехать за 40 километров и привезти на всех мороженого, бизнес-ланчей и воды, потому что ребёнок позвонил ей, когда был дежурным, и сказал, что за водой ходить далеко... «Далеко» в нашем случае - примерно 50 метров.
- Мы, когда ребёнок сообщил, что мама всё привезёт, подумали, что это шутка. Нет, оказалось правдой, - рассказывает Елена Гаврилова.
В осеннем лагере выясняется, что многие «ленивые» дети элементарно не знают, что родители моют туалеты: «Он что, пачкается? Дома он всегда белый...».
- Один мальчик «висел» на телефоне постоянно. Причём образованный, мифы Древней Греции рассказывал, но общался с родителями по телефону он так: «Ну что тебе сказать: тут из воспитателей две особи мужского пола, две женского». И дальше опустил всех ребят попутно, - хохочет Владимир Мезенцев. - Он не знал, как тряпку на швабру намотать, где воду взять, как помыть посуду. Но не ленился -просто не знал. Когда научили - с удовольствием и пол мыл. И сразу меняется язык общения: уже не «особи», а по имени-отчеству.
- У родителей - приёмных и не приёмных - есть ошибка. Они думают, что психологи - люди, которым можно отдать ребёнка, и они устранят за десяток занятий все трудности. Пока родитель поймёт, что он первым меняет своё поведение, затем меняется поведение ребёнка... - рассуждает Елена Гаврилова.