
В большой и дружной семье Залуцких-Клюквиных «счастливая уравниловка». В том смысле, что любви хватает всем с лихвой, потому никому и в голову не придет считать, кому сколько досталось. Перепадает даже козам Ладушке и Миле, которые исправно снабжают всех домашних молоком.
Когда в доме Залуцких-Клюквиных появилась десятая, Диана, родители стали говорить «Я тебя люблю» на языке жестов. Девятилетняя девочка, пять лет прожившая в Пыталовском специн-тернате, совсем ничего не слышит, но понимает и чувствует не хуже остальных. И вообще, несмотря на некоторые свои особенности, ведет себя, как самая обычная девчонка... Хотя нет, никакая она не обычная, самая лучшая для своих родителей. Ирена нахваливает свою дочь, как будто замуж выдает. Дианочка и общительная, и смешливая, и добрая, и заботливая, и вкусную яичницу умеет жарить, и фенечки плести. Такой она стала всего за восемь месяцев жизни в семье. Нельзя сказать, что в интернате девочке было плохо, но все-таки там - не дома. В казенных стенах душе не развернуться, не оттаять. Не хватает ей топлива в виде безусловной любви близких. Поэтому Ирена уверена, что каким бы комфортным ни был интернат, дети должны воспитываться в семье. Даже такие особенные, как Диана. Точнее, они - в первую очередь.

- Обычно детки появляются у нас под Новый год, но на этот раз мы решили изменить традиции и отправились за дочкой в марте, - вспоминает многодетная мама. - Накануне на семейном совете заручились поддержкой детей и стали все вместе учить дактиль - так называется язык глухих. Помог Интернет. Дети освоили жестовый язык довольно быстро, а вот нам с мужем пришлось потрудиться. Перед поездкой в Пыталово мы знали самые элементарные фразы «Меня зовут так-то», «Как тебя зовут?», «У нас есть собака». Волновались страшно, но раз уж решили - надо ехать. Девочка оказалась не светленькой, как на фотографии, а темненькой и очень худенькой. Сразу же захотелось ее отогреть, прижать к себе. Думаю, вид у нас был очень глупым. Мы произнесли заготовленные фразы, Диана скептически на нас посмотрела и засмеялась. Потом мы достали блокнот и ручку, стали переписываться...
Новая семья встретила девочку с распростертыми объятиями, но Диана открывать свою душу не спешила. Впрочем, к такой реакции Ирена была готова. Далеко не все ее приемные дети сразу же понимали, что в этом светлом и просторном доме они останутся навсегда. Что не надо прятать под подушку конфеты, врать, изворачиваться и бороться за любовь родителей с кулаками. Карина первое время жалась по углам, ее родная сестра Алена молчала, как партизан, а Гоша подумал, что его пригласили в гости и вечером засобирался в интернат. Но проходило время, и дети менялись самым волшебным образом. Причем не только внутренне, но и внешне. На смену напряженности пришли уверенность и спокойствие. Из напуганных доходяг они превращались в розовощеких кругленьких детей, чем-то неуловимо похожих на Ирену... Вернее, на маму. Именно так безоговорочно ее стали называть с первых же минут знакомства. Как будто ждали этого момента всю свою жизнь. Точно так же повела себя и Диана. Как кошка, впервые оказавшаяся в доме, она стала исследовать каждый его уголок. А через два дня написала записку, которую Ирена хранит, как семейную реликвию: «Мама папа Диана дом спасибо»...

В Пыталово учеба девочке давалась с трудом. Поэтому, едва освоившись в новой семье, она стала наверстывать упущенное. Уже в апреле Ирена повела дочку знакомиться с новым классом и учителями. В специальной коррекционной школе №5 для слабослышащих детей их приняли, как родных. Педагоги свое дело знают. С учениками общаются на дактиле, кроме того, каждое слово четко проговаривают, благодаря чему дети учатся «считывать» артикуляцию. В каждом классе от двух до пяти человек, так что индивидуальный подход гарантирован. Удалось найти и ключик к способностям Дианы. Она успокоилась, перестала комплексовать и после нескольких месяцев упорных занятий под руководством Ирены стала демонстрировать прекрасные результаты. Если раньше девочка с трудом раскладывала десятку, то теперь научилась решать задачки и учит таблицу умножения. А недавно состоялась ее первая театральная премьера. Девочка сыграла свеклу на празднике осени. К событию готовились всей семьей. Стихи учили с мамой, костюм шила бабушка. А в роли зрителей были братья и сестры, которые на жестовом языке «разговаривают» быстрее родителей. Кстати, общение с Дианой сильно повлияло на Карину. Она мечтает стать лором или сурдологом и, возможно, изобрести лекарство от глухоты. Но, к сожалению, ее сестре уже ничем помочь нельзя, даже слуховые аппараты почти не спасают. Биологическая мама Дианы пила, ребенком почти не занималась и пропустила отит, который в конечном счете привел к полной потере слуха. Операцию можно было сделать до 5 лет, но время было упущено.
