
Надо сказать, что для Ильи посещение туалета жизненно необходимо. Он - диабетик, инвалид второй группы с 1986 года. У пациентов с таким диагнозом рано или поздно отказывают почки. Случилась такая беда и у нашего героя. С конца прошлого года три раза в неделю он ездит в Псков на гемодиализ. Процедура не из легких, после нее желательно сразу оказаться в теплой кровати, а не в плохо отапливаемом общественном транспорте. Но выхода у Ильи нет. В общем, в одну из суббот он, как обычно, возвращался из нефрологического центра. До отправления поезда оставалось ю минут, когда мужчина почувствовал нужду. Поскольку у Ильи был куплен билет, на который он, к слову, потратил последние деньги, сомнений никаких не возникло. Ведь во всех вокзалах мира пассажиры, имеющие проездной документ, могут бесплатно пользоваться туалетом. Однако работница санузла истолковала закон по-своему. Она сказала, что бесплатно здесь пускают только пассажиров междугородних рейсов, а он к таковым не относится, поскольку перемещается в пределах области.
Здесь самое время сказать несколько слов о характере Ильи. Никогда за сорок лет своей жизни он не добивался добра с кулаками, даже если был прав на все сто. И столько натерпелся из-за своей инвалидности, что лишний раз старался не говорить о ней. Его верным оруженосцем выступала супруга Татьяна - женщина боевая и несгибаемая. Она выбивала положенные диабетикам бесплатные лекарства и тест-полоски, уговаривала врачей дать мужу направление в областную больницу, судилась с нечистыми на руку работодателями Ильи. Словом, пережила моя коллега много, и у нее выработался стойкий иммунитет против несправедливости. Но эта ситуация выбила ее из колеи.
- Мой муж не стал спорить с работницей туалета, трясти удостоверением инвалида и качать права, - говорит Татьяна. - Он молча покинул заведение и пошел на поезд, который отправлялся буквально через несколько минут. Вместо того, чтобы спокойно занять место, он бегал по холодному составу и искал, где бы ему справить нужду. Ну разве это не издевательство? Да, сотрудница туалета ничего не знала об инвалидности мужа, но ведь у него имелся билет, и по закону она была просто обязана пустить его.
Татьяна права, все без исключения ведомственные нормативные акты не делают разницы между клиентами пригородными и междугородними. Например, в соответствии со статьей 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами». А согласно пункту 27 статьи 2 Устава «пассажир - лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее». Как видите, ни слова о статусе клиентов, да и точное время пользования туалетом не указано. Следовательно, имея билет, можно хоть поселиться в туалете, и никто вам слова не скажет. Вернее, сказать не должен. Кстати, все эти железные аргументы моя разгневанная коллега пыталась изложить оператору горячей линии Октябрьской РЖД. Но слушать ее никто не стал, мотивируя тем, что жалобы принимаются непосредственно от пострадавших, а их родственники в расчет не принимаются.
Журналисты «Псковской провинции» решили восстановить справедливость и заодно выяснить, что за странные такие законы работают на территории железнодорожного вокзала. Нам удалось связаться с одним из инженеров, который, как оказалось, об инциденте ничего не знал и был настолько удивлен моему рассказу, что поначалу даже не поверил. Спросил контакты Ильи, собирался ему звонить и даже писать объяснение в течение десяти рабочих дней. Правда, пока так и не осуществил своего намерения. А вот то, что по пригородному билету можно бесплатно пользоваться туалетом, сотрудник вокзала подтвердил не задумываясь. А действует этот билет до конца текущих суток, плюс один час следующих. Применимо к нашему случаю, если Илья оплатил поездку в 17.15, то до часа ночи следующего дня он может без всяких сомнений посещать заведение.
- Все кассиры-операционисты об этом знают, инструкции висят у них перед глазами, и никогда еще пассажиры не жаловались, - говорит главный инженер вокзала Руслан Сакаев. - В любом случае мы требуем от сотрудников индивидуального, человеческого подхода к любой ситуации. Если у клиента нет денег, а ему срочно надо в туалет, никаких препятствий возникнуть не должно. Кстати, я вызывал сотрудницу, которая дежурила в тот день, и она сказала, что никто из посетителей не высказывал недовольства. Думаю, произошло недоразумение, о котором мы искренне сожалеем. Любые сложные вопросы можно обсудить с дежурной по вокзалу, которая находится в центральном зале.
Ответ представителей дирекции вокзала показался нам довольно убедительным. Тем более, что через несколько дней после «разбора полетов» наш корреспондент по заданию редакции купил билет на пригородный поезд и, предъявив его, без всяких проблем, бесплатно воспользовался туалетом. Может быть, и правда ошиблась кассирша, с кем не бывает? Да и Илья зла на нее не держит. Напротив, весь испереживался, узнав, что пожилую женщину могут наказать. И все-таки неприятный осадок остался. Нам видится, что не должен работник сферы обслуживания так слепо следовать инструкциям (в данном случае неверно истолкованным), в упор не замечая перед собой человека. Все-таки с живыми людьми работать - это не винтики перебирать. А если зарплата не устраивает, или клиенты в «печенках сидят», так ведь никто не неволит, можно уйти с ненавистной работы. А впрочем, есть такой сорт людей, которые всю жизнь мечтают самоутвердиться за счет того, что имеют хоть крохотную, но власть над другими. В психологии это называется синдромом вахтера. Такая особенность поведения присуща вовсе не большим начальникам, а сотрудникам, занимающим «мелкие» должности - гардеробщикам, билетершам, медрегистраторам. Они, что называется, костьми лягут, но непременно найдут повод придраться или покуражиться, чтобы подчеркнуть собственную важность. Именно такие люди не пускают в платный туалет, если не хватит рубля или даже 50 копеек. Им все равно, кто просит - беременная женщина, старушка в полуобморочном состоянии, мама с маленьким ребенком... Не положено, и все тут.
- Такие случаи в нашем городе не редкость, и происходят они не только в туалетах, а в поликлиниках, магазинах, учреждениях культуры, - говорит активистка регионального отделения Союза пенсионеров России Софья Ахметова, которой также стало известно об этой истории. - И знаете, что я вам скажу? Бесполезно жаловаться. Ни глава города, ни Губернатор, ни Президент не помогут, если мы сами не научимся жалеть и понимать друг друга!
Ульяна Михайлова.
Фото Ивана Чулкова.
Подобные случаи бывают на вокзалах в Петербурге
никто не позвонил и перед мужем не извинился... видимо, и не собирались