
По крайней мере, победитель районного конкурса проектов воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ольга Семенова считает именно так: «В нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура, которая оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. А наши современные родители, сами воспитанные в безыдейные 90-е и отягощенные ежедневными заботами, за редким исключением не приобщают детей к родной национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к традициям нашего народа, а порой и не знают, как это делать. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей с самого раннего возраста традиционных нравственных устоев и патриотических чувств.
Так в группе «Вишенка» мы с младшей ступени успешно реализуем задачи нравственно - патриотического воспитания. Наша цель - культивирование у ребят интереса к России, к ее истории и культуре, воспитание патриотизма. И делаем мы это с помощью самой известной народной игрушки - матрешки и познавательного интереса, им рождаемого. Каким образом? Это и есть главный секрет разработанного и реализуемого у нас в саду проекта «Русская душа - матрёшка».
Ольга Семенова в писковичском детском саду «Рябинушка» работает вот уже более двадцати лет. Пришла сюда после Опочецкого педагогического училища. Начинала она работать в паре с мамой и сама называет ее первым наставником, советчиком и другом. Затем Ольга окончила Педагогический университет, и все равно вернулась к любимой работе с малышами - но уже на новом уровне научной подготовки. Сегодня она с удовольствием рассказывает про свой патриотически-ориентирующий инновационный проект воспитания дошколят и высокую роль, отведенную в нем раритетной игрушке.
- Наши исследования помогают узнать традиции русского народа и ещё больше полюбить матрёшку, испокон веков являющуюся символом любви, дружбы и семейного благополучия. В русской игрушке отразились народные представления о мире, добре, красоте, - говорит воспитатель. - Именно поэтому мы можем считать народную игрушку символом русского государства. Обо всем этом мы говорили с ребятами, раскрывая тему матрешки постепенно, словно вынимая одно понимание из другого.
Одним из главных компонентов проекта стала совместная работа с родителями: обсуждали все аспекты работы над проектом, проводили анкетирование взрослых «Матрёшкины вопросы» и консультацию «Народные игрушки». Подобрали необходимую литературу, наглядный материал, собрали авторские и самодельные модели матрёшек.
В своей работе использовали все доступное материально - техническое и учебно-методическое обеспечение. В музее Псковского района познакомились с историей русского быта, рассмотрели игрушки, с которыми играли наши предки. Ребята познакомились с русской национальной одеждой: сарафанами, расшитыми рубахами и платками, которые предоставил Дом культуры.
Посетили библиотеку Псковского района, где узнали о мастерах, которые выточили и раскрасили народную игрушку - матрёшку.
Дети научились рисовать лица матрёшек и расписывать узоры. Игры с матрёшками способствовали развитию детского воображения, активизации их творчества. Проект охватил всех детей, их родителей и педагогов, сдружил их и оказался очень востребованным. А главное, педагоги добились интереса ребят к истории своей страны, научили их гордиться Россией.
Анна САФРОНОВА.