
Наш собеседник продолжает экскурсию, и мы понимаем, что автомобили, мотоциклы, мопеды и прочая собранная на участке техника - это его рассказ о себе, о жизни, о целой эпохе: «Москвич-408» - лучшая из советских машин! Это было первое, что я купил, вернувшись из Афгана. Моя первая личная техника - мотороллер «Вятка», потом был «Восход», красный работяга-«Муравей». Красненький «Запорожец» я запомнил по учебе в академии, после Афганистана учился в академии бронетанковых войск имени Малиновского. Так мы с ребятами на какой-то сабантуйчик ехали в пригород на таком «Запорожце» - 8 человек в него помещалось, можете себе такое представить? Веселые времена были... А вот главная редкость «Форд-Перфект» выпуска 1938 года. Их было выпущено всего 70 тысяч штук, по моим данным, в России больше таких нет. Привожу потихоньку в порядок, хотя запчасти и не оригинальные».
Не заметить выставку ретротехники под открытым небом в деревне Тешевицы, что на дороге Псков-Печоры, просто невозможно: уже с трассы приковывают взгляд раритетные машины, а порой и на въезде стоит какая-либо автодиковинка, да еще и украшенная развевающимся флагом. В нашем случае приветственного знака не было, но и в ворота ломиться не пришлось - все открыто. Правда, автора музея Александра Илларионовича Попова пришлось поискать, нашелся со сварочным аппаратом под подготовленным к покраске с заклеенными фарами и слоем шпатлевки древним «УАЗиком».
К вниманию журналистов и экскурсантов хозяин привык, но и временем своим поделился охотно, хотя оно у занятого человека - на вес золота, и работа ждет интересная, и новых планов громадье, да еще и огород, и куры, и собаки - все требуют внимания. На вопрос, как возникла идея музея, Александр только пожимает плечами: «Да не было никакой идеи, просто так само собой получилось. Можно сказать, пришлось открыться по требованию трудящихся». Это сейчас к Поповым на участок заезжают ведомственные делегации и организованные группы туристов чуть ли не со всего света: и американцы, и немцы, и итальянцы, и французы, и прибалты, по обобщению хозяина - «весь интернационал». А началось с того, что задумался, чем большой участок украсить.
Когда служил в Германии, обратил внимание на традицию украшать участок у дома цветами и малыми формами, оригинально, заметно отличаясь от других. И на своем участке захотелось повторить этот опыт. Места много, площадь протянулась вдоль трассы. Домик был старенький, требовал капитального ремонта, зато сарай - крепкий, хоть и столетней кладки, да завален всяким древним хламом. Впрочем, выбросить бытовые приборы и иные раритеты раннего послевоенного времени у хозяйственного «технаря» не получилось. Александр Илларионович сделал хлам основой домашнего музея советского периода, который организовал на скорую руку для показа друзьям. Друзья неизменно приходили в восторг, а потом стали и сами пополнять коллекцию сохранившимися на чердаках бликами советской эпохи.
Нынешний музей - отдельно стоящая на площадке с техникой изба - наполнен телефонами, радиолами, древними телефонными аппаратами, швейными машинками, стеклянной тарой самых замысловатых очертаний и прочими разностями прошлого века с неизменным сопровождением в виде плакатов, портретов, вымпелов соцсоревнований, и даже вполне себе ростовым памятником Ленина с пионером. Впрочем, памятник стоит у входа в избу соцпогружения, а самое ценное - знамя кол-лектива-героя социалистического труда - венчает начало автоэкспозиции, напоминает, сколько усилий и кропотливого труда вложено во все эти экспонаты, чтобы они не ушли в металлолом, а превратились в хранителей времени.
Первым экспонатом из автотехники стал старый мотоцикл на лужайке, предложенный соседом. Когда после него подарили древний мопед «Рига-16», Александр только обрадовался, узнав старого знакомца. Некогда именно этот «мотик» был предметом вожделений восьмиклассника, выросшего в семье начальника по эксплуатации автобазы и проведшего все детство в гаражах. Ради того, чтобы купить у соседа свой первый мопед, Саша все лето работал на консервном заводе, сбивая ящики для овощей и банок. Было это в Таджикистане, в Курган-Тюбэ. После школы ориентир на интересную технику привел Александра в Омское танковое училище. Затем - служба в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), далее -Шиндандт Афганистан, учеба в академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского в Москве, ограниченный контингент в Германии.
Из Германии начальнику штаба полка Александру Попову пришлось выводить контингент и технику, оставляя базу и жилье, быть свидетелем сворачивания боевой мощи Союза на европейских рубежах. Происходящее было больно и непонятно, служить дальше уже никак не хотелось, только в военкомате и только до пенсии.
В трудные 90-е Александр с женой Галиной привезли из Таджикистана в Псков родителей. И сами не сидели без дела, она работала у прилавка, он -при автомобилях. И таксистом был, и перевозчиком, потом на большегрузы перешел. А в 2006 купили дом. Для себя, дочерей - Ирины и Александры, для друзей, чтоб приезжали погостить. Ремонт старой техники, «приходящей» в хозяйство, как правило, случайно, бесплатно либо с минимальными затратами, очень долго оставался только хобби.
Запчасти для своих приобретений Александр искал не в любительских магазинах, чаще - на свалках металлолома. Ходовые части собирал из чего подойдет, хотелось, чтобы ретромашины были еще и «живыми», на ходу.
А однажды количество машин во дворе переросло в качество и стало выставкой само по себе, просто проезжающие стали часто останавливаться и «ломиться» в ворота с просьбой посмотреть. Спорить с этим было бессмысленно, напротив, любимое увлечение оформилось в идею и получило псевдокоммерческое развитие, по крайней мере - мощное оправдание перед домашними «девочками» за свое «мальчишество». Ради посетителей пришлось заняться оформлением экспозиции: подготовить информационное сопровождение каждой модели, позаботиться о том, чтобы дети и взрослые могли и в кабину залезть, и в клаксонпогудеть, словом, чтобы все удовольствия сразу! Радость и благодарность гостей - главная награда хозяину, который и на вопросы ответит, и планами поделится, и расскажет, почему «Москвич-408» был лучшей советской машиной, и какой наш движок родной старому «Фиату».
Из всех праздников Александр Попов особо выделяет День Победы, и, как правило, участвует в параде ретроавтомобилей в Пскове в этот день. Относительно других мероприятий сетует, что любители ретро есть, а организаторов среди них - не наблюдается, интерес к отрасли развивать некому. В той же Прибалтике, в Выру, например, в каждой четвертой семье есть ретроавтомобиль, и увлечение ими - очень популярное. Вот бы и мы ценили, что имеем!
О методах популяризации хобби с Александром можно поспорить: ведь он, как никто другой знает, что заинтересованность рождается как понимание, как результат труда.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.