
Мероприятия носили, можно сказать, узкопрофессиональный характер и во многом ориентировались на предновогоднюю подготовку, и именно этот профессионализм и технологичность в сложившейся индустрии развлечений вдруг вызывали горький вопрос к себе: почему игра стала для нас внешним подарком от посторонних людей? Почему мы заказываем Деда Мороза своим детям по телефону и ждем, что на корпо-ративе нас развлекут артисты? Куда делись самопальные «капустники» и ночи, потраченные на костюмы и сценарии?
Да, сегодня появились яркие профессионалы, зарабатывающие на нашей лени, и их уровень уже не достижим домашней самодеятельностью. От них мы получаем красочный праздник и теряем другой, не менее увлекательный и коллективный - праздник подготовки к празднику. Увы.
АНИМАЦИЯ - ДЛЯ СЛАБАКОВ
Сожаление о том, что народ ждет развлечений, а не игры, аниматоров, а не заводил-игровиков, неоднократно звучало из уст доцента кафедры социально-культурной деятельности Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва), представлявшего также Фонд творческих инициатив «Содружество», большого теоретика и практика игры Владислава Панфилова. Оказавшись в жюри традиционного псковского конкурса, позже, на мастер-классе, он щедро делился с коллегами собственной философией игры, выведенной из глубоких исследований народных традиций и многих десятилетий бытности Дедом Морозом и иными внесезонными персонажами.
Игра, со слов мастера, это - сама жизнь, многогранная, активная, захватывающая. Это праздничное гуляние, а не зрелище, это совместное действие, а не развлечение, это средство психологической разгрузки и оздоравливающая терапия. Каждому тезису есть подтверждение и в народной традиции, и в собственной практике. Есть и проблема, о которой Владислав Владимирович говорит с искренней тревогой: игра вытесняется из жизни ее симуляцией, экранами смартфонов и компьютеров, последствием чего становится проблема детского аутизма и десоциализации, уже подмеченная московскими психологами. Кроме той опасности, что дети уходят в виртуальность, из-за дефицита игр в социуме они недополучают жизненно важные навыки взаимодействия, не умеют вести переговоры, договариваться и понимать интересы другого. А ведь это - только самые основные, поверхностные «важности» развивающей роли игры.
Интересное замечание режиссера было предложено к рассмотрению: когда игра удается, будь то хоровод, либо иной элемент народного гулянья, даже солнышко выходит посмотреть. Какая бы погода не была, «солнышко всегда выглядывает, когда ему интересно», - говорит Вячеслав Владимирович, и элементы язычества в его фольклорном лексиконе переплетаются с другими объяснениями привычных вещей и событий. На все есть ответ у мастера: и когда «правильный» день рождения Деда Мороза, и
сколько дней «правильная», с родительской субботы Масленица длится, и какие животные символизируют Новый год в древнем русском календаре. У массовиков не бывает лишних знаний, все они становятся элементами игры, поскольку игра - и обучает, и развивает.
ТЕРАПИЯ ИГРЫ
Испокон веков игры были инструментом личностного роста. Игрой пестовали, развивали, учили, лечили, знакомили, женили, слагали всю жизненную канву. «А сейчас заменили игры мастер-классами, что особенно грустно в случае больных детей: сиди вырезай розочку. Ни движения тебе, ни оздоровления. А ведь в азарте достижений открываются и скрытые резервы организма. Предки умели это использовать», - сокрушается мэтр. Научить человека игре, по мнению мастера, сегодня одна из самых важных задач массовика. А потому следует не уклоняться в простоту аниматорского развлекательного амплуа, а изучать классику жанра - «зацепки» и «манки», постепенный разогрев аудитории и мягкое вовлечение всех без исключения присутствующих в полотно праздника, искать и изучать забытые тради ции и создавать свои.
Стоит ли говорить, что и мастер-класс Владислав Панфилов провел по законам жанра: от теории - к разогреву, от жестикуляции - к движению, от коммуникативных игр - к подвижным, от улыбки - к безудержному веселью. И главный посыл мастера - брать и делать, наблюдать и переделывать, развивать игру, надо думать, был с удовольствием услышан псковскими специалистами-культмассовиками, и, что уж совершенно несомненно - студентами колледжа культуры.
Большинство из ребят сделают праздник своей работой, и многое у них уже получается. А прислушиваясь к советам умудренных опытом мастеров, они научатся дарить людям и саму суть праздника, превращать зрителей в соучастников. Только при таком условии может быть достижим и терапевтический эффект игры.
Западные психологи в процессе долгого поиска мер по созданию корпоративных традиций, направленных на сплочение коллектива, пресечения проблемы перекупки и текучести кадров и утечки информации, пришли к необходимости культивации у сотрудников чувства патриотизма к своей компании, в том числе - через проведение корпоративных праздников (обязательно - с элементами игры) и, отдельно, при обострении межличностных проблем в коллективе - внеочередных корпоративных игр, эффективно снимающих психическое напряжение.
А у нас печальный обратный процесс: русская традиция народных гуляний и петровских ассамблей выхолостилась в современности до банального застолья. И с этим надо что-то делать! Игра - часть поведенческой культуры человека, делающая нас духовно интереснее и богаче.
Поделился мастер и грустными тенденциями: совершенно в огурцовском, из «Карнавальной ночи» стиле сегодня отдельные московские чиновники говорят о надоевших русских персонажах праздников и предлагают их европеизировать, даже на Масленице заменить, к примеру, скомороха на Арлекина. Бред? Итальянский театр масок на Масленице? Зато креативно и космополитично, пусть и не слишком понятно.
В назидание молодежи мастер игры рекомендовал избегать искусственных праздников и надуманных, притянутых за тонкую ниточку лукавства персонажей: не приживаются в народе искусственные праздники, не удаются, хоть весь талант вложи. Игра - искусство со своими законами.
ОТ КОМПЬЮТЕРА - В МИР
Обеспокоенность компьютерным аутизмом, точнее - просто попытка вернуть школьников из виртуального мира в реальный - читается и в замысле идейного вдохновителя «Антивирусных эстафет» и руководителя АНО «Клуб досуга и развития «Парадокс» Андрея Иванова, в «мирной» будничной жизни - преподавателя кафедры вычислительной техники ПсковГУ. Андрей рассказывает, что уже порядка восьми лет он организует детские праздники с компьютерной тематикой, в формате проведения Дней города в содружестве с управлением по культуре, и по согласованию с управлением образования - в школах. В последнее время вместе с командой единомышленников Андрей старается проводить выездные игровые мероприятия в районах, где дети не избалованы разнообразием событий и развлечений.
«Антивирусная эстафета» -акция не коммерческая, скорее даже - подарочная. И не лучшие времена для бизнеса Андрей не считает поводом для сворачивания расходов на игру: «Не такие уж большие затраты нужны, чтобы организовать детям праздник. Основное - бензин. А в остальном - немного выдумки, смекалки, и огромное желание порадовать, подарить праздник». На фотографиях разных мероприятий - дети, часто вместе со взрослыми, везде - в действии: вот они гоняют вениками мяч, вот стараются попасть мячиком по горе пустых коробок с фирменной символикой лаборатории Касперского, вот метают злобных компьютерных птичек с помощью резинки... Действительно, затрат - минимум, очень просто и всем по силам, но какие счастливые лица у игроков! А ведь еще есть и призы! Это -тоже подарок, пусть и персональный, но тоже - в рамках игры. Поощрительная составляющая. Вишенка на торте уже сложившегося праздника.
ИНДУСТРИЯ ОТ КВН
Не только на центральных телевизионных каналах, но и в среде профессионалов игровой индустрии наравне со студентами ГИТИСа работают выпускники планеты КВН - изобретательные, веселые и находчивые. В Пскове квнщиков знают по «Творческому объединению «Игра», и даже расставаясь с вузом и порой уезжая в другие города, многие квнщики не теряют связей со своим творческим пристанищем, периодически объединяясь для проектов на ниве развлечений. Кто-то из них создал собственные агентства по организации детских праздников, кто-то ушел в режиссуру свадеб, кто-то стал идеологом игры.
Ясена Лебедева - универсал. Ее образование историка, знание психологии игры и опыт КВН сложились в гремучую творческую смесь, отшлифованную чуть позже режиссерскими курсами вольных слушателей в театре на Моховой. Игра для Ясены стала образом жизни и профессией. От корпоративного отдыха до фестивалей, от частных мероприятий до народных гуляний - спектр очень широк, равно как и круг друзей-партнеров по проектам, способных подхватить, развить, поучаствовать. Рассказывает, как однажды выстраивала однодневную игру в стиле «Матрицы» для коллектива крупной московской компании оператора связи, там в сюжете для 50 игроков было задействовано 50 актеров, благо бюджет позволял. Масштабные работы, не «зажатые» в средствах - мечта любого режиссера.
Ясена - еще и сценарист своих праздников, причем очень не любит повторяться. Ей часто предлагают записать, систематизировать и издать сценарии, но пока - некогда думать о прошлом, потому как будущее зовет. Девушка объясняет, что хороший праздник, как хороший экспромт для КВН, готовится задолго и очень тщательно. Надо постараться гармонизировать пожелания клиентов с их же собственными представлениями, соотнести с тематикой и предлагающимися интерьерами, изучить традиции коллектива, особенности сложившегося уровня общения, множество мелких нюансов, позволяющих подготовить праздник, на котором каждый будет себя чувствовать комфортно и, по возможности, максимально открыто. Ролевые и корпоративные игры часто заказываются именно по настоянию штатных психологов, иногда они даже просматривают отснятый материал, чтобы уловить игровые моменты, наиболее эффективно стимулирующие того или иного сотрудника. Впрочем, это - секреты другой профессии.
Если обратиться к Ясене по поводу проведения свадьбы или детского праздника, она, по собственному признанию, скорее всего, переадресует заказчика в знакомые профильные агентства: «слишком уж много ожидаемых традиционных моментов управляют этими событиями, не покреативишь особенно, много ограничений». А вот если дело будет касаться игры, тут и глаз загорится, и фантазия устремится в полет, варианты будут фонтанировать один за другим. Игра и профессия, и призвание, и бизнес. И все это - очень серьезно!
БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ
Творческий лагерь «Камчатка», игровая тренинговая ассоциация и прочно вошедший в городскую среду проект «БезУМное чаепитие» ко Дню города - удачи квнщиков. Если шалость, точнее - большая городская игра - удалась, она начинает жить самостоятельной жизнью, уверена Ясена, запустившая в свет множество оригинальных проектов и наблюдающая за их жизнью как бы со стороны.
Она часто уезжает в командировки: проводить серьезные психологические игры для топ-менеджеров крупных компаний, принимает участие в арт-проектах, творческих лагерях. Детская «Камчатка» - предмет ее особой теплой радости и заботы, ведь дети в игре - самая благодарная, отзывчивая, живая аудитория, за которой только наблюдай - и самому чему-то можно научиться.
А как же наш широкий Новый Год? Да, он действительно любим всеми категориями ведущих и игровиков, потому как многовариантен, фантазиен, отзывчив в эмоциях и - всегда приходит. Каким видит грядущий царь-праздник по своему сценарию Ясена, она, конечно, не призналась, разве что в общих чертах - большой ресторан и новая, острая и озорная игровая программа. Но вот новогодний сюжет про Федота-стрельца в Дворе Подзноева, отработанный пару лет назад, многие зрители-участники вспоминают до сих пор и приводят как образец точного попадания сценария в интерьерную рамку. Кто-то научится, кто-то повторит, кто-то придумает что-то свое.
ДЕРЗАЙТЕ, И ПОЛУЧИТСЯ!
На самом деле успехи и неудачи есть у каждого мастера игры, и КВН делает это очевидным. И для тех, кто, воодушевившись нашими примерами, рискнет стать на путь подготовки праздника - для себя, семьи, друзей и близких, это повод дерзать и стараться, изучать традиции и делать ставку на успешную игру с самым широким участием. Дарить праздник - это бесценно.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.
Фото автора и Вячеслава Рахмана, Андрея Иванова, Ясены Лебедевой.