
- При недавнем капитальном ремонте в нашем доме, 1978 года постройки, поставили новые лифты и... срезали все батареи в подъезде. Мотивировали это тем, что за тепло платить меньше будем, да и ремонт дешевле, не надо на новые радиаторы отопления тратиться, - рассказала Юлия.
Однако последствия этой «экономии», по словам женщины, привели к тому, что в рождественские холода пять из шести лифтов замерзли и перестали работать.
Журналисты «Псковской провинции» решили выяснить, неужели новый лифт, как и старый автомобиль «Москвич», может работать только в тепле? Заодно появился повод расспросить о том, что скрывают лифтовые шахты, что делать, если застрял в лифте и правда ли, что диспетчер всё видит и слышит.
Ответить на наши вопросы согласились два тёзки и коллеги: директор МП «Лифтмон-тажсервис» Сергей Озеров и главный инженер предприятия Сергей Малышев.
По словам Сергея Малышева, никаких сигналов об одновременной остановке пяти лифтов не поступало. Не работал всего один лифт, и причиной были проблемы в электрической части, а не мороз. Система требовала настройки и правильного подключения, это нормальная, плановая работа. Всё остальное у лифта было в порядке. Как только закончились рождественско-новогодние выходные, рабочие вышли и всё исправили.
- Лифты, конечно, могут замёрзнуть, но у нас не бывает таких морозов, - заверил инженер.
В ведении предприятия находится более 800 лифтов в Пскове и области. Помимо подъемных устройств в областном центре, специалисты «Лифтмонтажсервиса» следят за агрегатами в Опочке и Стругах Красных. Среди них как пассажирские, так и грузовые, и даже лифты на заводах.
- Есть и довольно старые, их возраст свыше 25 лет. Это максимальный срок службы, но если лифт в хорошем состоянии, то проверяющие организации могут продлить эксплуатацию, - отмечает Сергей Озеров.
Основной причиной того, что лифт застревает, он считает срок его работы и ненадлежащее техническое обслуживание. Лифт, как и автомобиль «в возрасте», нуждается в уходе. А в новых домах надо помнить еще и о притирке деталей, об усадке дома, и в соответствии с ними проводить гарантийное обслуживание.
- Если вы застряли в лифте, не паникуйте, дайте сигнал, и в течение 30 минут приедет аварийная бригада. Рабочие обесточат лифт, потом определят его местонахождение между этажами и вручную, специальной лебёдкой, находящейся в машинном отделении, опустят или поднимут кабину до ближайшего этажа. Правила поведения в лифте - так же, как и правила техники безопасности, написаны кровью. Их надо строго соблюдать, - отметил Сергей Озеров.
При этом он коснулся и трагического случая, когда в 2012 году в Пскове в лифте погибла 12-летняя девочка: «Если бы она просто дождалась лифтёров и не попыталась выбраться из лифта, трагедии можно было избежать. Не зря в лифте написано «не пытайтесь покинуть кабину самостоятельно». Также и правило не закатывать в лифт ребёнка в коляске - не прихоть, а обоснованная необходимость. В случае, например, пожара, выскочить из лифта с ребенком на руках проще и быстрее, чем выталкивать коляску.
За тем, чтобы «демоны не замуровали», круглосуточно следят два человека - диспетчер и оператор. Они наблюдают за двумя большими мониторами, на которые выведена специальная программа, по виду напоминающая шахматную доску.
- Каждая клетка - это лифт, и там все указано, что и где случилось. Произошло ли проникновение в машинное отделение, открылись и не закрываются двери, лифт застрял. На каждый случай даётся звуковой сигнал, и он не смолкает, пока я не кликну на проблемный лифт. Случайно пропустить проблему невозможно, - рассказывает диспетчер Людмила Вихрова.
Она может в реальном времени связаться с любым лифтом и спросить, есть ли кто в кабине, всё ли в порядке. Так что воспетые Голливудом романтические поцелуи влюблённых в застрявшем лифте могут
быть прерваны сообщением о выехавшей ремонтной бригаде. Но чаще всего диспетчерам приходится подбадривать детей, чтобы они не боялись. Если же в лифте застряла компания, диспетчер предложит ребятам поговорить между собой, чтобы не так скучно было. Подождать-то всего полчаса надо.
Если же «узникам поневоле» придёт в голову «размять» ручки, их ждёт разочарование - новые лифты стараются делать максимально вандалоустойчивыми, без пластиковых кнопок или фанерной облицовки стен.
Не стоит бояться, чтобы, как в тех же голливудских блокбастерах, лифт сорвётся вниз. При превышении скорости спуска на 15-40% сработают специальные уловители, чем-то похожие на тормозные башмаки на железной дороге, и лифт будет надёжно остановлен.
Сергей Озеров рассказал, что, помимо освобождения застрявших из лифта, сотрудникам предприятия приходится часто выезжать для помощи «потеряшкам» - людям, уронившим вещи в шахту лифта. Обычно это часы или телефоны. Впрочем, телефоны редко остаются целыми, и людей больше волнуют контакты на сим-карте или фотографии на флешке. Помощь эта бесплатная.
Константин КОЗЛОВСКИИ.
province@pskovline.ru.