
На пороге исторического открытия встрепенулись ученые: археологи приехали, обрадовались находке, зафиксировали памятник археологии, разведочные шурфы заложили, обеспокоились сохранностью, стали планировать экспедицию. Дальше, может, и не стоит загадывать, но вполне логично вырисовывается и археологический музей. А эксперты-музейщики то и дело радуют сенсациями, описывая и идентифицируя переданные в музей экспонаты. Только что подтвердили, что найдена часть оригинальной подвески со знаком Рюриковичей. Впрочем, так раньше и подозревали, но все равно радостно...
ГОРОД В ПОДАРОК
Сергей Козлов - тот самый великолукский «копатель», который в конце прошлого года передал в музей Великих Лук свою коллекцию артефактов - более тысячи предметов X-XI веков. Большинство своих находок он собрал на пахотном поле, ему даже не хотели верить, что все это разномастное и многообразное великолепие из одного места. Да и он сам мимо этого поля четверть века ездил на отдых - на речку купаться, да по грибы, уж больно место живописное! А потом - пару сезонов с металлодетек-тором, и - чувство открытия! Находки явно свидетельствовали о древнем поселении, в котором любитель поиска подозревал поселение Великая Лука, найденное на старых картах. Порядка шести лет любитель занимался поиском потерянного города, в котором по топониму подозревал ранний прообраз южной столицы области. Но на деле все оказалось много интереснее и древнее.
С тем, что Великие Луки на долгие годы - более тридцати лет - незаслуженно, пусть и по объективным причинам, не изучались археологами, соглашается и начальник отдела полевых исследований Археологического центра Псковской области Александр Михайлов. Зато, когда выехали в 2012м на Великолукскую крепость - работы оказалось невпроворот. Как обычно, к масштабным полевым работам пригласили и добровольцев, среди которых оказался и Сергей Козлов. Работа плечом к плечу, неподдельный интерес и уважительное отношение к истории вырастили между такими разными археологами - краеведом и профессиональным историком - доверие, ценой которого стало выдающееся открытие в истории Псковского края.
Не прошло и пяти лет, как Сергей решился показать ученому коллеге свои находки, и сказать, что они потрясли Александра Михайлова, означает сильно сгладить впечатление. Он признается, что трудно было поверить, что все это - из одного места. Около 250 восточных серебряных монет, порядка 100 гирек для взвешивания монетного серебра. Предметы вооружения, элементы снаряжения всадника, разнообразный инструмент. Рядом - ювелирные украшения и товарные бруски цветных металлов, керамика и стеклянные бусы. Датировка также не оставляла сомнений: за исключением ряда случайных более поздних и современных металлических предметов перед ученым оказались артефакты X-Xl веков.
Выезд с коллекционером на место убедил Александра Михайлова, что здесь, в чистом поле, на площади порядка трех гектаров находятся остатки открытого торгово-ремесленного поселения. На его связь с легендарным путем «из варяг в греки» указывает присутствие большого числа находок, связанных с северо-европейской культурной традицией, со скандинавами.
Открытие? Несомненно! По мнению Александра Михайлова, второго такого памятника археологического наследия у нас в регионе нет, да и по всей России вряд ли больше пяти можно насчитать. И ведь место для поселения той эпохи необычное: вдали от водных артерий, напротив - на водоразделе рек Великой и Ловати. Поселение не имеет видимых укреплений, но многие находки указывают на присутствие здесь в X веке профессиональных военных. Загадок для историков это место таит очень много, одним словом - уникальный памятник.
ЗАЩИТИТЬ СТАРИНУ
Уже в прошлом году, сразу после того, как Сергей Козлов «подарил» археологам древний город, и задолго до того, как он принял решение о передаче своей коллекции музею, сотрудники Археологического центра Псковской области во главе с Александром Михайловым выехали на место, провели археологическую разведку, составили описание памятника. В августе 2016-го появился приказ Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия о включении в список вновь выявленных объектов культурного наследия поселения у деревни Горожане Новосокольнического района Псковской области. В настоящее время готовится пакет документов для Министерства культуры РФ для включения обнаруженного памятника в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Работа срочная, поскольку означает юридическую защищенность места, уже привлекшего внимание «черных копателей». В прошлом же году на поле, тайну которого раскрыл Сергей Козлов, появились «кротовые норы» - порядка трехсот «закопушек» охотников за металлом и большие грабительские раскопы - общей площадью свыше 360 квадратных метров. Надо ли объяснять, что каждая такая ямка, тем паче - раскоп - удар по историческому контексту исследуемой территории, удар, который может лишить важнейшей информации о предметах, их происхождении и использовании.
Вот тут-то и проходит водораздел между официальной наукой и любителями-вредителями, граница, означающая их соперничество и непримиримость. Ведь сотрудничество с учеными Сергея Козлова - скорее, аномалия, чем практика в «черной» археологии. Потому как разные цели и задачи, разная методика, емкость и скорость исследований. Настоящие археологи -охотники за историей, за контекстом. «Черных» интересует добыча - предметы старины. И уж тут - кто кого обгонит. Коллега Александра Михайлова по Археологическому центру Сергей Салмин навскидку приводит пример, как достали однажды металлический наконечник - точно от стрелы. А по тому, как он располагался в детском захоронении, оказалось - наконечник детского копья. И новое знание о детском оружии вырисовывалось, тогда как «черные» эту историю сломали бы.
Законодательство РФ в отношении добычи и оборота предметов старины ужесточилось, уже полгода, как закончилась амнистия для владельцев частных коллекций. Однако, специалисты утверждают, что рынок «черных» артефактов всего лишь сменил локализацию и окончательно ушел с антикварных витрин в интернет. Процветает заказная «черная» археология, когда коллекционеры заказывают конкретные группы предметов определенной датировки, а грабители (часто очень глубоко и профессионально разбирающиеся в своем деле и с отличным снаряжением) выезжают туда, где можно получить ожидаемый результат. Процесс успешного, с зашкаливающим адреналином, поиска для многих - награда сам по себе, а тут еще и прокормиться позволяет. Так что жесткость наших законов (до 5 лет тюремного заключения) для многих компенсируется необязательностью их исполнения.
МЕЖЭТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Особняком, но в той же теме стоят поисковые отряды - копатели «по войне». Археологи сетуют, что иногда им приходится пересекаться, когда поисковики путаются в датировке и принимают за « военное» средневековые захоронения, особенно - ранее не обозначенные и имеющие важное историческое значение. А еще ученые отмечают, что в последние годы им удается найти с работающими «по войне» общий язык, поучаствовать в традиционной Вахте памяти, научить своей методике раскопок и убедить, что настоящий поисковик должен быть не просто эксгуматором -«охотником за головами», но военным археологом. Которому, при уважительном отношении к объекту работ, откроются и обстоятельства гибели солдат, героические эпизоды ушедшей войны.
У «черных» археологов также есть своя этика. Поисковики говорят, что порой получают «звоночки» от нелегалов - информацию о солдатских захоронениях, на которые те натолкнулись. Археологи следы работы нелегальных коллег тоже рассматривают: печально, но тщательно. Рассказывают, что часто на краях грабительских раскопов находят аккуратно сложенные черепки или иные находки, выходившие за рамки поискового интереса копателей. Без контекста залегания это - не находка, а всего лишь предмет, но и его информация важна. Современные средства исследований позволяют установить и возраст, и назначение, и происхождение, и технологию изготовления, да мало ли что. Порой и в отвалах удивительные вещи попадаются, которые не специалист не смог «прочитать», но лучше все же быть первыми.
Сегодня псковские археологи готовятся к новому сезону. В плане обязательных мероприятий, между прочим , открытое поселение у деревни Горожане на юге области. Обязательно и участие в Вахте памяти - методически-разъяснительном поисковом десанте с объединением «След «Пантеры». А для любителей адреналина, посматривающих на «черную» стезю, есть вполне легальный выход - участие в археологических раскопках или, на первый случай - в акциях «Археологии выходного дня». Археология может быть легальной, доступной и увлекательной для всех - на этом тезисе стоит остановиться. А тем, кто еще только думает о легализации, а, возможно, и своем вкладе в науку - пример Сергея Козлова в помощь.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото с сайта: luki.ru
всё враньё