
ЗАБЫТЫЙ ПРОЕКТ
Идея единственного в своем роде уникального музея фрески, который может стать центральным образующим акцентом историко-туристической привлекательности Псковщины, восходит в своей истории к далеким 8о-м годам. Накануне перестроечных катаклизмов музей не просто обсуждался, но лег на бумагу в виде проектной документации. Руководитель авторского коллектива - почетный академик РААСН, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Георгий Степанов. Непререкаемый авторитет в мире искусства, он оставил потомкам богатое наследие своих работ, в числе которых и нереализованный проект музея фрески в Пскове.
Соавтором академика архитектуры в данном проекте была его супруга - художник-архитектор Зоя Степанова. Буквально на днях она сдала «Степановский» проект музея фрески в архив, оставив себе лишь наиболее памятные эскизы. Зоя Тимофеевна приезжала на открытие печорской выставки, и корреспонденту «Псковской провинции» удалось встретиться с ней и обсудить важные концепции музея фрески.
СОРАТНИЦА
Сегодня уникальные отреставрированные фрески Довмонтова города хранятся в запасниках Эрмитажа в Новой Деревне. В формат музея, ориентированного в основном на западно-европейское искусство, они не попадают. Зоя Степанова - одна из немногих современных специалистов, имевших возможность получить доступ к этим фрескам. Рассказывает, как расплакалась, когда увидела это великолепие, почувствовала силу живого письма и «многодонье» содержания.
Зоя Тимофеевна Степанова - член трех творческих профессиональных Союзов - архитекторов, дизайнеров и художников РФ, проектирует православные храмы, занимается творческой и преподавательской деятельностью, читает лекции по истории архитектуры, организовывает выставки, посвященные значимым именам российской архитектуры, и много работает с архивами. Выстраивает жизнь как служение, направленное на сбережение исконных крупиц отечественной культуры.
Говоря о псковских фресках, Зоя Степанова употребляет исключительно превосходные степени, неизменно подчеркивая, что они - уникальное достояние истории и духовной культуры нашего народа, квинтэссенция веры и основополагающих жизненных принципов, по которым жили наши предки, живоносный источник мысли, пронзившей века, и, увы, уже нуждающейся в расшифровке. Наше неумение читать настенную живопись храмов и незнание основ православной культуры для Зои Степановой - трагедия нынешнего века, целенаправленно разрушающего основы самоидентичности великого народа богатейшей страны. И потому говорить о фресках, как об умирающем достоянии, Зоя Тимофеевна отказывается: пока жива молитва в красках -жива Россия. Никакого пафоса, никакой конспирологии, просто - факт.
Сегодня, рассказывая о своем с мужем проекте и отталкиваясь от изменившихся реалий, Зоя Степанова говорит о возможной территориальной привязке будущего музея к обсуждающемуся памятнику Довмонту: логично и исторически оправданно. А экспозицию, конечно же, наполнят псковские фрески - в оригиналах и копиях, фотографиях и фильмах, в сопровождении лектория, дающего ключ к раскрытию их содержания, которое нашему поколению, увы, уже необходимо учиться «читать» и понимать. Ведь во фресках, в каждом сюжете, образе, размещении и взаимодействии фигур, в каждом мазке и подборе красок - глубина богословской мысли и квинтэссенция смысла, поучения и наставления, завет, прошедший через пласты веков.
МУЗЕЙ И МАСТЕРСКАЯ
Музей фрески в 80-е годы предполагалось разместить у стен Мирожского монастыря, причем идею вписать его в монастырский комплекс Георгий Степанов отверг как вандализм. В трактовке Степанова музей фрески гармонично объединял фресковые экспозиционные залы, реставрационную и иконописную мастерские, в центральной части здания предполагалась обязательная для мастеров иконописи домовая церковь. А также наличие лекционного зала, библиотеки, оранжереи, ряда мастерских декоративно-прикладного церковного искусства - ювелирной, златошвейной, керамики и декоративной металлообработки. Подземные помещения музея предлагалось отвести под запасники (растить здание вверх непозволительно из-за необходимой доминанты Спасо-Преображенского собора). В едином комплексе с музеем - гостиница с двумя трапезными и номерами различной комфортности, от паломнических до элитных, с церковными и сувенирными лавками. Оформление пространства перед музеем дополнено обязательной в святых местах надкладезной часовней. Мраморная часовня укрывает гранитную чашу и венчается крестом над ней. А вода - символ жизни, вечности, памяти, знаний, словом - сама жизнь.
В ТЕМУ

Зоя СТЕПАНОВА, художник-архитектор (г.Санкт-Петербург):
- Едва ли не с первых дней открытия Сикстинская капелла Микеланджело Буа-наротти стала мировой знаменитостью, прославившей Италию. Но наши псковские фрески - на сотни лет древнее и глубже по содержанию, а об этом не знает даже подавляющая часть псковичей. Музей фрески, столь востребованный и логичный на псковской земле, должен объяснить всему миру, почему мы говорим, что Россия начинается здесь.
ДОГОВОР С ЭРМИТАЖЕН
Василий Дмитриевич Белецкий (1919-1997г.г.) - археолог, впоследствии - Почетный гражданин Пскова, приехал в Псков в середине 50-х, воспротивился устройству сквера у стен Кремля и «подарил» Пскову Довмонтов город и его фрески. С 1962 года В.Д. Белецкий возглавлял Псковскую археологическую экспедицию Эрмитажа. Его исследования фресок обогатили науку уникальными открытиями.
Директором Эрмитажа в это время был Борис Борисович Пиотровский (1908-1990 г.г.) - ученый, археолог, действительный член АН СССР.
Георгий Петрович Степанов (1924-2007 гг.) - ректор ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, академик архитектуры, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор института им И. Е. Репина, Академии Художеств. Он работал в Пскове с 1947 по 1953 годы в летние каникулы, когда учился в институте И.Е.Репина. Построил гребную базу на р. Великой напротив Мирожского монастыря, проектировал жилые дома, делал обмеры крепости в Изборске.
Трое ученых часто пересекались в работе и решали общие задачи. В конце 80-х годов ХХ века В.Д. Белецкий, Б.Б. Пиотровский и Г.П. Степанов сошлись на том, что Эрмитаж отдаст фрески Довмонтова города Пскову при одном условии: если найдется достойное здание для музея, где они будут размещены - здание музея фрески.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.
Фото проектов предоставлены Зоей Степановой.