Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:30

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №19 (9821), 17/05/2017

Наши фрески: храним, прячем или гордимся?

Идея создания музея фрески в Пскове сегодня, можно сказать, на пике обсуждений. Выставка копий мелетовских фресок и фотографий фресок Довмонтова города собрала не только посетителей-экскурсантов, но и круглые столы с чиновниками, специалистами и заинтересованной в сохранении наследия общественностью. Выставка экспонировалась также в Печорах, ведь и там монастырские стены хранят свои расписные секреты, и снова наряду с дифирамбами мелетовской иконописи зазвучала тема иных псковских фресок. И вновь со всей остротой ощущается актуальность создания псковского музея фрески.

ЗАБЫТЫЙ ПРОЕКТ

Идея единственного в своем роде уникального музея фрески, который может стать центральным образующим акцентом историко-туристической привлекательности Псковщины, восходит в своей истории к далеким 8о-м годам. Накануне перестроечных катаклизмов музей не просто обсуждался, но лег на бумагу в виде проектной документации. Руководитель авторского коллектива - почетный академик РААСН, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Георгий Степанов. Непререкаемый авторитет в мире искусства, он оставил потомкам богатое наследие своих работ, в числе которых и нереализованный проект музея фрески в Пскове.

Соавтором академика архитектуры в данном проекте была его супруга - художник-архитектор Зоя Степанова. Буквально на днях она сдала «Степановский» проект музея фрески в архив, оставив себе лишь наиболее памятные эскизы. Зоя Тимофеевна приезжала на открытие печорской выставки, и корреспонденту «Псковской провинции» удалось встретиться с ней и обсудить важные концепции музея фрески.

СОРАТНИЦА


Сегодня уникальные отреставрированные фрески Довмонтова города хранятся в запасниках Эрмитажа в Новой Деревне. В формат музея, ориентированного в основном на западно-европейское искусство, они не попадают. Зоя Степанова - одна из немногих современных специалистов, имевших возможность получить доступ к этим фрескам. Рассказывает, как расплакалась, когда увидела это великолепие, почувствовала силу живого письма и «многодонье» содержания.

Зоя Тимофеевна Степанова - член трех творческих профессиональных Союзов - архитекторов, дизайнеров и художников РФ, проектирует православные храмы, занимается творческой и преподавательской деятельностью, читает лекции по истории архитектуры, организовывает выставки, посвященные значимым именам российской архитектуры, и много работает с архивами. Выстраивает жизнь как служение, направленное на сбережение исконных крупиц отечественной культуры.

Говоря о псковских фресках, Зоя Степанова употребляет исключительно превосходные степени, неизменно подчеркивая, что они - уникальное достояние истории и духовной культуры нашего народа, квинтэссенция веры и основополагающих жизненных принципов, по которым жили наши предки, живоносный источник мысли, пронзившей века, и, увы, уже нуждающейся в расшифровке. Наше неумение читать настенную живопись храмов и незнание основ православной культуры для Зои Степановой - трагедия нынешнего века, целенаправленно разрушающего основы самоидентичности великого народа богатейшей страны. И потому говорить о фресках, как об умирающем достоянии, Зоя Тимофеевна отказывается: пока жива молитва в красках -жива Россия. Никакого пафоса, никакой конспирологии, просто - факт.

Сегодня, рассказывая о своем с мужем проекте и отталкиваясь от изменившихся реалий, Зоя Степанова говорит о возможной территориальной привязке будущего музея к обсуждающемуся памятнику Довмонту: логично и исторически оправданно. А экспозицию, конечно же, наполнят псковские фрески - в оригиналах и копиях, фотографиях и фильмах, в сопровождении лектория, дающего ключ к раскрытию их содержания, которое нашему поколению, увы, уже необходимо учиться «читать» и понимать. Ведь во фресках, в каждом сюжете, образе, размещении и взаимодействии фигур, в каждом мазке и подборе красок - глубина богословской мысли и квинтэссенция смысла, поучения и наставления, завет, прошедший через пласты веков.

МУЗЕЙ И МАСТЕРСКАЯ

Музей фрески в 80-е годы предполагалось разместить у стен Мирожского монастыря, причем идею вписать его в монастырский комплекс Георгий Степанов отверг как вандализм. В трактовке Степанова музей фрески гармонично объединял фресковые экспозиционные залы, реставрационную и иконописную мастерские, в центральной части здания предполагалась обязательная для мастеров иконописи домовая церковь. А также наличие лекционного зала, библиотеки, оранжереи, ряда мастерских декоративно-прикладного церковного искусства - ювелирной, златошвейной, керамики и декоративной металлообработки. Подземные помещения музея предлагалось отвести под запасники (растить здание вверх непозволительно из-за необходимой доминанты Спасо-Преображенского собора). В едином комплексе с музеем - гостиница с двумя трапезными и номерами различной комфортности, от паломнических до элитных, с церковными и сувенирными лавками. Оформление пространства перед музеем дополнено обязательной в святых местах надкладезной часовней. Мраморная часовня укрывает гранитную чашу и венчается крестом над ней. А вода - символ жизни, вечности, памяти, знаний, словом - сама жизнь.


В ТЕМУ


Зоя СТЕПАНОВА, художник-архитектор (г.Санкт-Петербург):
- Едва ли не с первых дней открытия Сикстинская капелла Микеланджело Буа-наротти стала мировой знаменитостью, прославившей Италию. Но наши псковские фрески - на сотни лет древнее и глубже по содержанию, а об этом не знает даже подавляющая часть псковичей. Музей фрески, столь востребованный и логичный на псковской земле, должен объяснить всему миру, почему мы говорим, что Россия начинается здесь.


ДОГОВОР С ЭРМИТАЖЕН

Василий Дмитриевич Белецкий (1919-1997г.г.) - археолог, впоследствии - Почетный гражданин Пскова, приехал в Псков в середине 50-х, воспротивился устройству сквера у стен Кремля и «подарил» Пскову Довмонтов город и его фрески. С 1962 года В.Д. Белецкий возглавлял Псковскую археологическую экспедицию Эрмитажа. Его исследования фресок обогатили науку уникальными открытиями.

Директором Эрмитажа в это время был Борис Борисович Пиотровский (1908-1990 г.г.) - ученый, археолог, действительный член АН СССР.

Георгий Петрович Степанов (1924-2007 гг.) - ректор ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, академик архитектуры, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор института им И. Е. Репина, Академии Художеств. Он работал в Пскове с 1947 по 1953 годы в летние каникулы, когда учился в институте И.Е.Репина. Построил гребную базу на р. Великой напротив Мирожского монастыря, проектировал жилые дома, делал обмеры крепости в Изборске.

Трое ученых часто пересекались в работе и решали общие задачи. В конце 80-х годов ХХ века В.Д. Белецкий, Б.Б. Пиотровский и Г.П. Степанов сошлись на том, что Эрмитаж отдаст фрески Довмонтова города Пскову при одном условии: если найдется достойное здание для музея, где они будут размещены - здание музея фрески.


Ася ЗАМАРАЕВА.

province@pskovline.ru.
Фото проектов предоставлены Зоей Степановой.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков