
Журналисты «Псковской провинции» прошлись по нескольким псковским улицам, чтобы лично оценить ситуацию. Сразу бросился в глаза огромный разброс в размерах вывесок всевозможных фирм, учреждений, предприятий, ну, а о рекламных плакатах, баннерах, стендах и вовсе говорить не приходится. Они сделаны из разных материалов, имеют превеликое разнообразие форм, а цвет фона, размеры шрифтов, как и их сочетание не поддаются никакой критике. Забавно, что рекламодатели размещают в Пскове визуальную рекламу и информацию, где и как придётся, вплоть до стен жилых домов, заборов, балконов, лоджий и столбов освещения. Многие исходят из принципа: «Чем выше - тем лучше».
Особым отсутствием всякой эстетики отличаются местные торговые комплексы и супермаркеты. Перечислять их нет смысла, они и так на виду. Можно долго говорить и о содержании рекламы, то есть о смысловой нагрузке. Если одна отличается выдержанностью и лаконичностью, то другая изливает такой поток информации, что не хватает терпения дочитать до конца.
Несмотря на разнообразие вывесок и наружной рекламы, они остаются какими-то однотипными. Найти нечто оригинальное, креативное, надолго запоминающееся не удалось.
Напрашиваются предложения: во-первых, унифицировать наружную рекламу, во-вторых, сократить в городе её количество, так как плотность визуальной информации уже зашкаливает. Возможно ли, к примеру, последнее? Вполне. И даже велосипед не придётся изобретать. Достаточно изучить опыт московских городских властей.
Они ввели огромные налоги на рекламные площади и право размещения на них рекламы. И начали это делать с сегмента «крупных» рекламных форматов. Тамошние рекламодатели вынуждены нехотя уходить в Интернет, СМИ и так далее. Туда, где они уже никоим образом не испортят облик города. Можно ли воспользоваться чужим опытом и разом решить проблему? Наверное. Однако для этого потребуется политическая воля городских властей.
В ТЕМУ

Сергей Кондратьев, начальник Управления - главный архитектор по градостроительной деятельности администрации Пскова:
- Вывески не должны быть однообразными. Приемы размещения и изображения могут повторяться, но они не должны быть одинаковыми. У нас есть типовые дома одной строительной формы, например, «Стекляшка», «Маяк». Вот на таких зданиях вывески могут быть однообразными. В качестве положительного примера назвал бы Кисловодск, где недавно довелось побывать в командировке. Там вывески сделаны и размещены вполне прилично. Поэтому город выглядит очень опрятно.
В администрации Пскова согласились с тем, что вывески в городе разноликие, аляповатые и реклама встречается, где придётся - это бич. Вместе с тем в Пскове утверждена схема размещения рекламных конструкций. Проблема в людском бескультурии, отсутствии вкуса, профессиональных специалистов в сфере наружной рекламы. Городские власти подчеркнули, что стараются бороться с этим злом, но не всегда получается. В управлении этим занимается специальный человек. Направляет предписания, обращается с просьбами... Если бы такая работа не велась, то страшно представить, как бы выглядел Псков. На самом деле, очень трудно уследить за каждой вывеской - их тысячи по городу. Чтобы работа велась более эффективно, потребуется содержать дополнительный штат людей и техники.
Удалось выяснить, что требования к рекламе существуют: вывески должны быть сделаны профессионально, с учётом определённых стандартов, прописанных в документах, по габаритам в исторической части города. Так, сторона вывески должны быть не более 60 сантиметров. Но это у нас сплошь и рядом не соблюдается. Не говоря о том, что всевозможная наглядная информация и реклама вывешивается безо всякого согласования с городской властью. Доходит до абсурда - в итоге вся эта безвкусица просто не воспринимается людьми, для которых она предназначена. Соответственно, реклама отрицает сама себя?
КСТАТИ
Отношение общества к рекламе всегда было противоречивым и неоднозначным. Одним из первых исследователей, кто попытался более 100 лет назад выразить своё отношение к наружной рекламе и ответить на ряд вопросов о ее роли в обществе, был А. Веригин. В своей работе «Русская реклама» он написал: «В зависимости от того, что именно несет разноликая наружная реклама, к чему побуждает внимание, что проповедует, и решается вопрос о ее пользе или вреде. В одном случае она может являться благодеянием, в другом бедствием, как и всякое орудие цивилизации». Как современно звучит!
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Фото автора.