
О том, что это такое и чем поможет в нашей жизни, рассказали начальник Государственного управления образования Псковской области Александр Седунов и заместитель по научной работе кванториума Оксана Петрова. И, забегая вперед, признаем - взрослые позавидовали детям, получающим столь фантастические возможности.
Распоряжением правительства Псковская область получила более 77 млн рублей на оборудование кванториума, 5 миллионов рублей составило региональное софинансирование, третий «кит» в основании проекта - частногосударственное партнерство. Совместными усилиями аккумулируется инструментарий, позволяющий создавать и реализовывать прикладные жизнеспособные проекты в области биологии, физики, химии, робототехники, гео-пространственного мышления, виртуальной и дополненной реальности.
В ряде регионов кванториумы уже работают и успешно реализуют задачу вовлечения школьников в мир науки и изобретательства на самом современном компьютерном оборудовании. Найти новое применение нано-частицам, рассчитать и смоделировать жизнь космической станции, сопроводить экскурсию по Пскову в очках виртуальной реальности возможностью дополнять реальность ушедшими картинами и «прогулкой» по ленте времени - все это вполне доступно сегодняшним школьникам. Кванториум будет открыт для ребят с пятилетнего возраста, но полное вовлечение в проектную деятельность предполагает наличие определенной базы знаний и, по мнению педагогов, соответствует уровню 12-летнего школьника. Высшая задача кванториума в том, чтобы научить ребенка создавать проект, который впоследствии может быть реализован в его жизни. Изобретение может стать основой нового предприятия - коммерческого или социальной сферы, и даже изменить общество.
Учителя-наставники подбираются в основном из молодых педагогов ПсковГУ и ПОИПКРО. Минимальная возрастная разница с обучающимися - действенный психологический фактор. Второй уровень наставничества - это ученые и представители реального сектора экономики. В «Кванториуме Псков» на первом этапе откроют пять научно-исследовательских лабораторий и Hi-Tech-цех - поддерживающее их производство, которое уже назвали «сердцем кванториума». Hi-Tech-цех позволит детям отойти от имеющихся конструкторов и готовых решений и придумывать к воплощению даже внешний вид необходимого устройства или объекта. В течение года планируется «пропустить» через кванториум порядка тысячи детей по бесплатным 72-часовым программам с получением соответствующего сертификата. Еще почти три тысячи детей должны познакомиться с работой кванториума на школьных уроках. Все школы города периодически будут проводить здесь уроки-практики по химии, физике, информатике и иным дисциплинам, а районные школы получат возможность пригласить к себе определенные «квантумы» - преподавателей с оборудованием. В федеральном проекте указано, что кванториумы будут выезжать в районные школы и проводить там соответствующие мероприятия.
Таким образом в области создается совершенно новое уникальное учреждение, которое позволит детям развиваться в самых различных предметных областях. Рассказывая об их содержании, Оксана Петрова привела несколько примеров, какие задачи - модули могут выполнять и дополнять друг друга. Поскольку в Hi-Tech-цехе сложное оборудование, прежде, чем подпустить ребенка к реальному станку, в лаборатории дополненной реальности будет создан виртуальный тренажер для работы с ним. И ребенок подойдет к реальному станку только после того, как освоит и технику безопасности, и технологию работы.
Нано-технологии, возможность исследования свойств материалов на нано-уровне - отправная точка нано-физики, нано-химии и нано-биологии. Тончайшие напыления и сложные сплавы, создание новых материалов с заданными свойствами - бесконечное поле деятельности. Возможна защита документов от подделок, а древних свитков - от временных изменений. Аэроквантум - лаборатория, развивающая навыки аэросъемки, и первое применение ее специалистов - мониторинг лесных пожаров. Образовательная робототехника - лишь первый шаг, чтобы заинтересовать детей и увлечь созданием собственной разработки автономных дистанционно управляемых устройств, которые могут заменять человека на сложных и техногенноопасных участках. Моделирование катастроф и аварий может создать полезный инструментарий для различных сотрудников спасательных служб: тренируя навыки действий до автоматизма, спасатели легко преодолеют стресс в реальной ситуации. И все это не картинки из далекого будущего, не научная фантастика, а уже доступная сфера творчества современных детей.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.