
Например, что делать, если в погоне за хорошими оценками ребенок «идет по головам» своих одноклассников, а его родителям попросту не хватает времени, чтобы поговорить с ним по душам? Почему некоторые дети стали черствыми и жестокими? Как научить их сострадать другим? В ряде случаев школа остается единственным местом, где отбившихся от рук отпрысков, испытывающих острый дефицит родительской любви, можно научить жить по совести.
УЧИМСЯ ДЕРЖАТЬ УДАР
О том, как сделать воспитательную работу более эффективной, шла речь на всероссийском семинаре-совещании в Администрации Псковской области с участием федеральных экспертов. Инициаторами обсуждения темы стали Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Ради того, чтобы провести совещание, они приехали в Псков, познакомились с воспитательными практиками региона и дали им свою профессиональную оценку.
- Обсуждение этой темы мы начали с Анной Юрьевной на Байкальском образовательном форуме, - рассказал Сергей Кравцов. - Договорились, что будем создавать рабочую группу и проведём совместный мониторинг воспитательных программ в школах. Тема воспитания всеобъемлющая, и понятно, что существует влияние школы, семьи и окружения. И вот мы вычленили один сегмент - организацию работы школы и, прежде всего, те программы, которые школы реализуют.
Многое, по мнению Анны Кузнецовой, в Псковской области достойно пристального внимания, изучения тиражирования на все российские регионы. Это и уникальная система работы с особенными детьми в Центре лечебной педагогики, и воспитательные технологии в Псковской инженерно-лингвистической гимназии. Впрочем, по словам Кузнецовой, есть и пробелы. В последнее время стало больше подростков, страдающих от наркотической зависимости. Требуется работа по совершенствованию перинатальной помощи и повышению числа детей, которые задействованы в системе дополнительного образования. Эти и многие другие задачи нельзя решить, если школа будет по-прежнему давать только знания и совсем не учить жизни.
- Наши шаги в этом направлении не просто назрели, они немного запаздывают, - уверена Анна Кузнецова. - Современная действительность бросает вызов. Нужно держать удар. Не случайно вопрос качества воспитания становится сегодня жизненно важным. Для улучшения образовательного процесса сделано много, теперь предстоит заняться воспитательным элементом в этой системе, чтобы она не хромала на одну ногу.
ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ВОСПИТАНИЕ
Детский обмудсмен рассказала всего лишь о нескольких вопиющих случаях детской жестокости, в которых ей лично пришлось разбираться в последнее время. Подростки Красноярска устроили стрельбу из пневматического оружия по ребятишкам на детской площадке. Под Биробиджаном десятилетний мальчик железными прутьями избил своего пятилетнего соседа. Ребенок долгое время находился в коме, теперь ему придется делать пластику лица. В Твери одна школьница избила другую ремнем с металлической пряжкой просто ради забавы, а потом, угрожая ножом, заставила жертву выйти на улицу. К счастью, искалеченной девочке удалось убежать. И, наконец, в Перми четвероклассники устроили своим одноклассникам «тест на мужество», прижигая руки окурками... Все это последствия эпохи, «свободной от воспитания». Картину дополняет тревожная статистика. В течение последних трех лет наблюдается омоложение людей, совершивших преступление. Доля подростков 14-16 лет увеличилась с 30 до 35 процентов.
Приглашенные в Псков эксперты корень проблемы видят в изменившихся приоритетах учителей. Требования современной системы таковы, что многим важнее «натаскать» детей на ЕГЭ, чем поинтересоваться, что у них на душе. А обилие всевозможных отчетов не оставляет времени на общение с учениками на житейские темы. Что же касается воспитательных программ, то они хоть и есть во всех российских школах, но составлены формально, не ориентированы на возрастные психологические особенности и имеют крайне мало конкретики. И если знания можно измерять баллами, то критериев оценки эффективности воспитательной работы в школе на сегодняшний день не существует. Во всяком случае, количество проведенных мероприятий - не самый объективный показатель. А значит, пришло время работы над ошибками.
Решительный шаг в этом направлении был сделан на совещании в Пскове. Анна Кузнецова и Сергей Кравцов официально объявили старт Всероссийского мониторинга воспитательных программ. Каким он должен быть, на что обращать внимание и каковы критерии оценки, - эти вопросы решали участники семинара. На основе полученных результатов масштабной федеральной проверки будут разработаны предложения и рекомендации по усовершенствованию воспитательных программ для внесения в соответствующие нормативноправовые акты.
БЕЗ СТРАХА И РИСКА
- Данное направление считаю очень важным, потому что помимо образовательной школа должна нести и воспитательную функцию, - отметил Губернатор Псковской области Михаил Ведерников. - В регионе много инициативных учителей, которые реализуют свои воспитательные программы, но их наработки не систематизированы и не имеют полноценной поддержки, зачастую они действуют на свой страх и риск. Теперь эта работа будет упорядочена.
На трехсторонней встрече Главы региона Михаила Ведерникова, детского омбудсмена Анны Кузнецовой и руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова было принято решение о том, что Псковская область станет пилотной площадкой для разработки, внедрения и апробации новых воспитательных технологий в образовательных учреждениях.
- Псковская область всегда была в лидерах с точки зрения оценки качества образования, проведения Единого государственного экзамена и других оценочных процедур, - объяснил выбор коллег и федеральных экспертов Сергей Кравцов. - Не случайно мы именно в Псковском регионе начинаем Всероссийский мониторинг оценки программ воспитательной работы. Также в Пскове состоялось содержательное совещание по оценке эффективности работы органов опеки и попечительства, по итогам которого будут разработаны общефедеральные критерии оценки.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru